Темы: Муж и Жена, Мирьям Климовская, Общение супругов
Шалом. Скажите, пожалуйста, есть ли в иудаизме такое понятие, как совместная молитва мужа и жены (конечно, не по сидуру — молитвеннику). Когда что-то случается или просто в течение дня. Когда между мужем и женой не совсем все ладится, часто слышу, что предлагают совместную молитву (и говорят, что не ладится, потому что такой молитвы нет!). Но я нигде такого в Торе не встречала. Спасибо за ответ. С уважением, С.
Уважаемая С.!
Действительно, еврейская традиция не предусматривает особой совместной молитвы мужа и жены, и, тем более, отсутствие такой молитвы не может быть причиной разладов между супругами. Если в семье что-то не ладится, надо найти реальные причины этого — прежде всего, честно спросить саму себя: все ли я делаю, что от меня зависит, чтобы этих проблем не было? Трудности могут быть вполне объективными, вызванными обстоятельствами. В таких случаях особенно необходимо полное согласие и сотрудничество между супругами в поисках решения проблем. Иногда требуется помощь раввина или специалиста в соответствующей области.
Для укрепления отношений между супругами очень важно совместное времяпрепровождение. Это может быть любое «кошерное» занятие: прогулка, беседа, еда, учеба, игра, даже работа по дому, если она проходит в доброжелательной атмосфере. Конечно, супруги могут и одновременно молиться или читать Тэилим. Но настоящая глубокая и искренняя молитва, которая призвана изменить и возвысить личность, индивидуальна для каждого, даже если это касается самых близких друг другу людей.
О молитве мужа и жены есть упоминание в Торе: «И молил Ицхак Г-спода напротив жены своей» (Берейшит 25:21). Мидраш Бэрейшит Рабба объясняет: «Он стоит в одном углу и молится, а она стоит в другом углу и молится». Ицхак и Ривка одновременно молились об одном — чтобы Вс-вышний дал им детей, но при этом они молились в разных местах.
Молитва — это работа сердца, направленная на исправление личных качеств каждого человека, когда он строит отношения только с одним «Собеседником» — Всевышним. Взаимодействие с другими людьми в такое время может только помешать полностью сосредоточиться на этом важном процессе. Конечно, молитва в миньяне (обязательная только для мужчин) очень важна. И известно, что коллективная молитва принимается быстрее, чем молитва одиночки, и ответ на нее «приходит» быстрее. Но здесь как раз молятся «по сидуру», и, к тому же, самая важная ее часть — Шмонэ Эсрэ — всеми читается хоть и одновременно, но не вслух. Соответственно, у каждого из молящихся есть возможность погрузиться в свой внутренний мир и в поиски своего индивидуального пути к Б-гу (насколько позволяет отведенное на эту молитву время).
А женщине не нужно молиться в миньяне. Еврейский дом, который она строит — место, обладающее особой святостью, там пребывает Шхина (Б-жественное присутствие). Каждый «вид деятельности» еврейской семьи, в котором именно женщина принимает непосредственное участие — отношения между супругами, рождение и воспитание детей, и т. д., — дает нам возможность постоянно помнить, Кто на самом деле управляет миром, и обращаться к Нему с просьбами. Молитва с настоящей каваной будет услышана всегда и везде, а тем более, в таком святом месте, как еврейский дом.
Желаю удачи и скорейшего решения всех проблем!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.