Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первые упоминания о евреях в Константинополе (в то время — столице Восточной Римской империи, впоследствии — Византийской империи) относятся к 4 веку.

Оглавление

Предисловие Автора ↓

Появление евреев в Константинополе ↓

Эпоха раннего Средневековья ↓

Период XI — середина XV вв. ↓

Предисловие Автора [↑]

Осенью 2018 года я провел несколько дней в Стамбуле в качестве туриста.

Естественно, мне было интересно, как там появились евреи, какие еврейские объекты дожили до наших времен и как живут современные турецкие евреи.

Мне удалось побывать в четырех синагогах и еврейском музее, а также узнать много интересного об истории и современной жизни евреев Стамбула.

Информацию получил в открытом доступе в интернете, а также переводил на русский язык статьи со стендов еврейского музея и общался с прихожанами синагог.

Надеюсь, вам тоже эта информация будет интересна, поэтому подготовил материал, чтобы с вами поделиться.

Появление евреев в Константинополе [↑]

Первые упоминания о евреях в Константинополе (в то время — столице Восточной Римской империи, впоследствии — Византийской империи) относятся к 4 веку, тогда они жили в районе Халкопратейя («Медный рынок») и, по всей видимости, занимались обработкой меди или продажей изделий из нее.

В еврейских источниках средних веков и начала нового времени город называется Коста, Костандина, Костантина (в искаженном современном произношении Кушта, Куштандина и т. п.). В настоящее время в литературе, а иногда и в периодических изданиях на иврите также употребляют топоним Кушта.

Уже в 318 году н. э. в этом районе существовала синагога (в 422 году была превращена в церковь). Император Аркадий (395—408) предоставил константинопольским евреям ряд привилегий. При его преемнике Феодосии II (408—450) положение общины резко ухудшилось: по требованию христианского духовенства евреев лишили гражданских прав и выселили в предместье Стенум (позднее именовалось Пера; ныне — Галата), отделенное от города заливом Золотой Рог; для управления ими император назначил особого чиновника (стратега). В 412 году Феодосий II запретил чинить евреям препятствия в отправлении религиозных обрядов и конфисковать синагоги, однако в 438 году снова ввел запрет на строительство новых синагогальных зданий.

Эпоха раннего Средневековья [↑]

В период правления Юстиниана I (527—565) евреи Константинополя, как и всей Византийской империи, частично утратили свободу вероисповедания: им, в частности, не разрешалось отмечать Песах, если он приходился на дни, предшествующие православной Пасхе; читая субботнюю публичную проповедь, раввины должны были пользоваться греческим или латинским переводом Торы. Согласно легенде, Велизарий, полководец Юстиниана I, привез в Константинополь священные сосуды из Иерусалимского Храма; однако после того, как некий еврей предупредил императора, что они принесут городу несчастье (как ранее произошло с Римом), сосуды были возвращены в Иерусалим.

В 614 году Ираклий запретил исповедание иудаизма; тем не менее, община в Константинополе сохранилась, возможно, благодаря заступничеству императрицы Мартины и ее сына Ираклиона.

В VI-VII веках евреи активно участвовали в политической жизни города, в частности, в составе «цирковых партий» венетов и прасинов (объединений, развившихся из группировок болельщиков на императорском ипподроме). Согласно сообщению летописца, среди повстанцев, штурмовавших в 641 году собор Софии (ныне — Айя София), были и евреи.

Вскоре после прихода к власти в Византии Исаврийской династии, опиравшейся на движение иконоборцев, евреи Константинополя были поставлены перед выбором: креститься или покинуть город; многие из них бежали в Болгарию, Хазарию, в Крым или на Кавказ (начало 720-х гг.). Несмотря на то, что в 787 году второй Никейский собор косвенно осудил насильственное крещение, лишь в конце IX века, когда Лев VI (886-912) разрешил исповедовать иудаизм и предоставил насильственно крещенным возможность вернуться к вере отцов, константинопольская община была восстановлена. Во главе ее встал совет старейшин, ведавший административными, финансовыми и религиозными делами, а также представлявший еврейское население при контактах с христианами. Важную роль играли также главы ешив и дидаскалы (греч. «учителя»).

Период XI — середина XV вв. [↑]

На территории бывшей Восточной Римской империи (Византии) евреи получили свободу вероисповедания от Анатолийской империи сельджуков (1077-1308), которые захватили огромные пространства между Средиземным и Каспийским морями. Однако сам Константинополь захвачен не был.

В это время здесь, в частности, жили такие видные мыслители, как Товия бен-Моше а-Авел (его называли также а-Маатик — Переводчик; XI в.) и Йеуда бен-Элияу Хадасси (середина XII в.).

С XI века в городе начали селиться караимы.

В X-XII веках как евреи-раввинисты (т.е. приверженцы традиционного иудаизма), так и караимы не могли быть полноправными гражданами Константинополя, хотя в середине XI века их вновь выселили в предместье Пера. Чтобы вести торговлю в городе, им приходилось ежедневно переправляться через Золотой Рог. Лишь Мануил I Комнин (1143—80), возможно, под влиянием своего лейб-медика Шломо а-Мицри (к услугам еврейского врача он, как и другие византийские императоры, прибегал вопреки запрету православной церкви) перевел общину под юрисдикцию муниципальных властей.

В 1043 году император Михаил V Калафат изгнал часть евреев из города, обвинив их в поддержке принцесс Зои и Феодоры, оспаривавших у него престол. Многие евреи были убиты в ходе погрома «латинян» (т.е. католиков, в основном — купцов из Венеции и других итальянских государств), учиненного жителями Константинополя в мае 1182 года.

По сообщению Биньямина из Туделы (известный еврейский путешественник), посетившего город в начале 1170-х годов, местные евреи регулярно подвергались избиениям и унижениям (из другого источника известно, что в XI-XII веках их заставляли, в частности, выполнять обязанности палача); им запрещалось ездить верхом (это ограничение не распространялось лишь на Шломо а-Мицри).

Несмотря на все это, город был крупнейшим еврейским центром Византии: Биньямин из Туделы оценил численность живших здесь евреев в две тысячи человек (или семей), а караимов — в 500 (отметив при этом, что, хотя представители обеих общин живут в одном квартале, какие-либо контакты между ними отсутствуют). Как следует из его описания, во второй половине XII века константинопольские евреи в основном занимались шелкоткачеством и коммерцией, некоторые из них были весьма зажиточны; общину, отличавшуюся набожностью, возглавляли пять раввинов — знатоков Закона.

В 1203 году крестоносцы, осаждавшие Константинополь, сожгли еврейский квартал в Пере.

В 1280-1453 годах евреи селились в юго-восточной части города, на берегу Мраморного моря, занимаясь преимущественно выделкой и продажей кож.

В 1275-1453 годах в Константинополе существовали колонии венецианских и генуэзских еврейских купцов (первая в 1280-1325 годах располагалась в еврейском квартале), находившихся под юрисдикцией своих государств.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…