Из цикла «Дорога обратно», темы: Чудеса, Вера, Рав Меир Шиллер, Доказательство, Поиск истины
Известному хасидскому раби XIX века Менахему Менделю из Коцка однажды рассказали о некоем раввине, которого все считали чудотворцем, непосредственно общавшимся с Б-гом при помощи Духа Святости. «Это замечательно, — ответил раби Мендель, — но что касается меня, то я в гораздо лучшем положении, потому что вижу Б-га благодаря вере. Она просветляет зрение лучше Духа Святости».
Для тех евреев, которые чувствуют близость Б-га, любые аргументы в пользу веры излишни. Они не нуждаются в доказательствах истин иудаизма, которые известны им из первых рук. Правда, далеко не все могут похвастаться тем, что постоянно испытывают такие чувства. Но я убежден, что многим евреям свойственно ощущение близости Б-га и истинности Торы. Это, конечно, не очень авторитетно звучит для бесстрастного скептика, но я привожу здесь это утверждение для того, кто сочтет его приемлемым.
Доказательство типа «святые и чудеса»
Это мудреное доказательство. С одной стороны, в Писании сказано, что поскольку Откровение свершилось, Б-г никогда уже не допустит никакого чуда, отменяющего истины Торы. То есть никакой новоявленный чудотворец не может изменить в Торе ни одной буквы. Рамбам выразил эту доктрину так:
«Если появится “пророк”, творящий чудеса, и он попытается отрицать пророчество Моше Рабейну, то запрещается слушать его, и мы можем быть уверены, что его чудеса не больше чем ловкость рук и магия. …потому что пророчества Моше Рабейну не чудесами подкрепляются, но (тем), что мы сами видели своими глазами и слышали своими ушами все то, что он (Моше) видел и слышал».
Поэтому для преданного Торе еврея чудеса Фатимы, например, абсолютно ничего не значат. Но с другой стороны, на протяжении истории в среде еврейского народа появлялось много святых и пророков, которые от всего сердца выполняли Б-жественные заповеди, пророчествовали и творили чудеса. Много раз подтверждаемые бесчисленными свидетелями, эти сверхъествественные события доказывают, что Б-г остается «источником силы святых и доверия к ним».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы