Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Война, Рамбам, Проклятие, Постановления мудрецов
311-я заповедь – запрещение отрывать молодого мужа от дома в первый год после свадьбы для каких-либо общественных работ или для воинского служения. Но на протяжении всего года он освобождается от обязанностей, связанных с отлучкой из дома. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если кто взял жену недавно, то пусть не идет он в войско, и да не будет на него возложено ничего...” (Дварим 24:5).
Сказано в трактате Сота (44а): “...То пусть не идет он в войско”. Может быть, хотя он и “не идет в войско”, но зато изготовляет оружие и обеспечивает воинов водой и провизией? Тора говорит: “...И да не будет на него возложено ничего”. На него “не будет возложено”, но будет возложено на других (имеется в виду, “на других”, освобожденных от воинской службы – на того, кто построил новый дом или посадил новый виноградник. См. Дварим 20:5-6; Д 191). Но после того, как сказано: “...И да не будет на него возложено ничего”, зачем же нужен стих: “...То пусть не идет он в войско”? Научить, что нарушитель, призывающий молодого мужа в войско, преступает два запрета Торы”.
И мы уже объясняли в “9-ом принципе” (см. Предисловие), что не во всех случаях, когда нарушается два запрета, речь идет о двух самостоятельных заповедях “Не делай”.
И знай, что и самому молодому мужу запрещено покидать свой дом и уезжать куда-либо по торговым делам в течение первого года.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (43а-44б).
312-я заповедь – запрещение оспаривать законодательное решение хранителей Традиции, да пребудет на них мир, и поступать вопреки такому решению. И об этом речение Ашема: “Не отступай от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим 17:11). И сказано в Сифри (Шофтим): “Не отступай...” – это заповедь “Не делай”.
И, если этот запрет преступает один из авторитетных знатоков Торы, который оспаривает законодательное решение Санхедрина и наставляет людей поступать в соответствии со своим мнением, он карается удушением, как это разъяснено в конце трактата Санхедрин (84б). И там же (86б-89а) приводятся другие законы, связанные с выполнением этой заповеди.
313-я заповедь – запрещение прибавлять что-либо к Торе, полученной Моше на Синае, как к Письменной Торе, так и к Устной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к этому...” (Дварим 13:1). И ясно сказано в нескольких местах Талмуда (Рош ашана 28б, Зевахим 80а): “преступает заповедь “Не прибавляй”, “нарушил заповедь “Не прибавляй”.
314-я заповедь – запрещение убавлять что-либо от Торы, как Письменной, так и Устной. И об этом Его речение: “...И не убавляй от этого” (Дварим 13:1). И в нескольких местах Талмуда сказано: “преступает заповедь “Не убавляй”, “и вот, нарушил заповедь “Не убавляй”.
315-я заповедь – запрещение проклинать судью. И об этом Его речение: “Б-га не проклинай” (Шмот 22:27. Этот стих допустимо также перевести: “Судей не проклинай” – НД 60).
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы