Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, — жертвоприношение «ола» [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения

Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, — жертвоприношение «ола» [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения. Начнем с того, что написано в священной книге «Зогар»[1], где объясняется слово тшува [«покаяние»] на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это — глашу в гей [возвращение буквы «гей»]. Нижняя «гей» [в имени Гавайе] — это нижнее покаяние. Верхняя «гей» — верхнее покаяние. Написано также в нескольких местах в священной книге «Зогар», что покаяние не помогает[2] в том случае, если человек нарушает свой союз[3] и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому что «нет ничего, что устояло бы перед покаянием, даже идолопоклонство и блуд и т. д.»[4]. И книга «Рейшит хохма» объясняет, что в книге «Зогар» имеется в виду, что нижнее покаяние не помогает, но помогает верхнее и т. д.

Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть сначала, как объясняется в Писании и в учении наших мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании «карет» и о наказании, посылаемом небом.

Человек, совершивший грех, за который следует наказание «карет», действительно умирал не дожив до пятидесяти лет[5]. А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному в книге Ирмеягу[6]. (А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание «карет» и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое удовольствие.

Это понятно, однако, в связи с написанным: «Ибо удел [хелек] Всевышнего Его народ и т. д.»[7]. [Еврейский народ] — часть [хелек] имени Гавайе, благословен-Он, как написано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни»[8]. [И написано также в книге «Зогар»: ] «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.». Хотя нет у Него телесной формы[9], не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем человеке[10] между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.

Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии «дыханием уст Его», как написано: «Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства»[11]. И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же — сосуды и проистечения и т. д., как объясняется в книге «Тания», часть 2, глава 11).

[Разница в происхождении небесного воинства наверху и человеческой души огромна.] Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: «И вдохнул и т. д.»[12]. Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: «Сделаем человека и т. д.»[13], чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы называются в Писании Элоким, как написано:

«Ибо Всевышний, ваш Б-г — есть Б-г ангелов [Эло-ким] и т. д.»[14], «Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д.»[15], «И пришли ангелы [сыны Б-га — дней Элоким], чтобы предстать и т. д.»[16], ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории, которая есть только буквы, и имя Элоким — внешнее по отношению к имени Гавайе, благословен Он. Но душа человека, которая [происходит] от внутренней части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.

Объясняется это, как известно, в соответствии с тем, что сказал [пророк] Элиягу[17]: «Ты произвел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми мирами…[18]. Ты мудр, но непостижимой мудростью. Ты понимаешь, но непостижимым пониманием и т. д.». И все десять сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе, благословен Он. Ибо буква «йод», которая есть всего лишь точка, указывает на мудрость Его, благословенного, не явную и утаенную до того, как она достигает [уровня] распространения и раскрытия постижения и понимания (а острие вверху буквы «йод» указывает на высшее желание Его, благословен Он, которое несравнимо выше категории высшей мудрости, как известно). И когда эта точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения и понимания в скрытых мирах, она включена и подразумеваема в букве «гей», в которой есть распространение вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение и понимание, а также и распространение в длину, указывающее на проистечение и влияние сверху вниз — в скрытых мирах. Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже — в открытых мирах, что можно сравнить с речью человека, желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи. Это проистечение включается и подразумевается в [конечных] буквах [имени Гавайе] «вав» и «гей». Буква «вав» [вертикальная линия] указывает на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз. Оно также продолжается вниз при участии атрибутов благости и доброты и других Его святых атрибутов, которые в общем перечислены в шести [категориях, упомянутых] во фразе: «Твои, Всевышний, величие и т. д.» до «Твое, Всевышний, владычество и т. д.»[19], но не включительно, так как атрибут Малхут [царство Его], благословен Он, называется «словом Всевышнего», как написано: «Ибо слово Короля — владычество»[20]. Атрибут Малхут включается и подразумевается в последней букве «гей» имени Гавайе. Ибо внутренняя часть и источник речи — дыхание, поднимающееся из сердца и разделяющееся на пять путей произношения — буквы «алеф», «гей», «хет», «айн», [исходящие] из гортани, и т. д. А буква «гей» произносится только дыханием, как написано: «Легкая несущественная буква»[21]. И хотя Он не имеет телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, Тора говорит языком людей. В слове Всевышнего также двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей по произношению, и ими создано все сущее (как сказано в книге «Тания», часть 2, глава 11, где объясняется, что такое эти буквы). Точно так же, если говорить языком сравнения и принимать во внимание бесконечную разницу [между атрибутом Малхут и человеческой душой], и в душе человека — Б-жественной душе, которую «Он вдохнул изнутри Себя Самого», — есть категория скрытого разума, которая подразумевается в букве «йод». Он способен раскрыться, понять и постичь истинность Его, благословенного, и Его величие и т. д. — у каждого в меру его возможностей, широты ума и понимания. Когда же человек углубляется разумом и расширяет свое знание и понимание, размышляя о величии Его, благословенного, тогда его понимание подразумевается в букве «гей», в которой есть ширина, а также и длина, указывающие на привлечение сверху вниз, так что его понимание и его размышление о величии Всевышнего порождают в его мозгу и в тайниках его сердца любовь и страх [пред Всевышним] и их производные, а затем [эти чувства] открыто проявляются в сердце. И это дает начало истинному служению [Б-гу] с помощью занятий Торой и [исполнения] заповедей голосом и речью или действием — и это буквы «вав» и «гей» и т. д. И размышление, цель которого понять и постичь истинность и величие Его, благословенного, также проистекает от Торы, ибо «Тора от мудрости исходит», то есть от категории, [обозначаемой буквой] «йод» в имени Гавайе, и т. д.

К главе четвертой

[1] Раая мегеймана, 122а.

[2] Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает, ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления — через страдания. Здесь имеется в виду, что само только покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее покаяние» не дает полного искупления, но верхнее покаяние дает немедленное и полное искупление.

[3] Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.

[4] Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.

[5] Моэд катан, 28а.

[6] Ирмеягу, гл. 28.

[7] Дварим, 32:9.

[8] Брейшит, 2:7.

[9] Ср. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 1.

[10] У людей, живущих на земле.

[11] Тегилим, 33:6.

[12] «И вдохнул в его ноздри душу жизни».

[13] Брейшит, 1:26.

[14] Дварим, 10:17.

[15] Тегилим, 136:2.

[16] Ийов, 1:6.

[17] Тикуней Зогар.

[18] Скрытые миры — миры, находящиеся в полном единении со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него существованием. Существование открытых миров кажется самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква «йод» и первая буква «гей» в имени Гавайе указывают на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли, эти буквы относимы к «скрытым мирам». Буква «йод» и последняя буква «гей» — распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью и относимы к «открытым мирам».

[19] Диврей гаямим 1,29:11.

[20] Когелет, 8:4.

[21] «Акдамут».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…