Из цикла «Дерех эрец», темы: Мудрость, Жертвоприношение Ицхака, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Всякий раз, когда требуется выполнить какую-то важную заповедь или сделать что-либо для других людей, оказать им помощь в духовном возвышении, и есть опасение, что этому могут помешать, — следует мудро планировать все свои действия и не оповещать широко о своих намерениях.
Мидраш рассказывает нам о том, с какой предусмотрительностью готовился Авраам к исполнению заповеди жертвоприношения Ицхака. Что следует сказать Саре перед тем, как идти? Сообщить ей истинную цель похода? Но она — женщина, ее разум не вместит и не вынесет этого, и она, может быть, не даст разрешения! Ничего ей не сказать и выйти тайно? Тогда, обнаружив пропажу Ицхака, она может наложить на себя руки, не дай Б-г! Вооружился он всей своей мудростью и сказал ей: «Купи нам еды и напитков, и устроим сегодня торжество!» «По какой причине?» — спросила она. Ответил он ей: «У таких старцев родился сын. Это достаточная причина!» Во время трапезы сказал он ей: «Ты знаешь, что мне было всего три года, когда узнал я своего Творца. Этот юноша (Ицхак) уже большой и еще не получил должного воспитания. Есть одно хорошее место, где дают такое воспитание. Может быть, я могу отвести его туда?» Ответила Сара: «Бери его, и идите с миром!» Встал Авраам рано утром и сказал: «Пока она спит, пойдем, ибо, проснувшись, она, быть может, передумает» (Ялкут Берешит).
Сколько же замечательного и поучительного можем мы выучить из этого мидраша!
С одной стороны, Авраам хорошо понимал, что, несмотря на прямой и ясный приказ Всевышнего, он должен получить у Сары разрешение. С другой стороны, он осознавал, что следует вести себя в соответствии с дерех эрец и сделать все, чтобы не нарушить мира в семье и не причинить Саре излишних страданий. Поэтому он должен был призвать на помощь всю свою мудрость и действовать с хитростью. Мы видим, что он не позволил, чтобы прямота и простодушие ввели его в заблуждение, и не сказал себе: «Моя жена — величайшая праведница и наверняка согласится с приказом Всевышнего!» Он знал природу женщины и опасался, что не добьется согласия жены. И, поскольку у него был приказ Всевышнего, он не имел права вводить себя в дополнительные испытания (связанные с Сарой) и ставить под угрозу исполнение заповеди.
Каждый человек встречается с подобными испытаниями (главным образом, в своей собственной семье). Необходимо вооружиться мудростью, а не наивной простотой, и избегать излишних конфликтов. И не нужно также обвинять других, что они препятствуют выполнению заповедей; вместо этого следует стараться обходить препятствия, действуя с умом. А если человек не знает, как поступить, пусть спросит совета у пожилых и умудренных.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы