Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раббаним, шалом. Скажите, пожалуйста, если работает камера 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в йешиве, можно ли пользоваться записью шаббатнего раздела или урока Торы? Если это нарушение (?) — то как обстоит дело с камерами наблюдения, которые работают в шаббат, например, на улице, в помещениях (например, магазин), в религиозных заведениях — синагога, йешива? А если камера наблюдения завязана на детектор движения (например, в подъезде и/или на улице, где нужно проходить в шаббат)? Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Что касается вопроса об использовании записи урока, то имеет значение, делается этого одноразово или постоянно. Если видеосистема безопасности постоянно работает и записывает все, что происходит в синагоге, в том числе и урок Торы, и на исходе субботы кто-то хочет его просмотреть, это не запрещено. Однако когда это делается на постоянной основе и всем известно, что уроки используются после субботы, то использование урока будет запрещено. Почему закон именно такой и каким образом разрешено пользоваться камерами наблюдения в субботу, читайте ниже.
Несомненно, вопрос об использовании камер наблюдения в субботу в наше время достаточно актуален. Камеры наблюдения являются весьма эффективным средством расследования и предотвращения правонарушений. Поэтому сегодня во многих странах камеры наблюдения устанавливают повсеместно, как в общественных местах и учреждениях, так и в частных владениях. В некоторых странах правоохранительные органы даже предлагают гражданам установить подобные системы наблюдения за счет государства. Синагоги и всевозможные еврейские организации в этом отношении исключением не являются.
В рамках нашего сайта нет возможности детально разобрать все проблемы, связанные с использованием видеокамер наблюдения в субботу. Кроме того, многое зависит от принципа работы камер. Поэтому рассмотрим вкратце несколько основных вопросов:
С другой стороны, все-таки изображение на экране не представляет собой в действительности рисунок, а только луч или тени (в зависимости от типа монитора), которые создают изображение, и с выключением монитора изображение бесследно исчезает. Поэтому можно было бы сказать, что с точки зрения законов субботы это действие рисованием не является и не запрещено, подобно тому, как не запрещено создавать изображения из теней, стоя против солнца.
В любом случае большинство современных галахических авторитетов определяют это как рисование (Нишмат Авраам, Орэх Хаим 340 от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха, Орхот Шабат от имени Рава Йосефа-Шалома Элияшева зацаль и Рава Нисима Карелица шлита, Рав Шмуэль Вознер, респонс Шевет а-Леви 10:65). Однако они рассматривает это не как запрет Торы, а как запрет мудрецов — либо потому что это не является обычным способом рисования, либо потому что изображение не может существовать самостоятельно продолжительное время и не предназначено для этого (что является одной из характеристик рисунка) и т.д.
Однако существуют галахические авторитеты, которые не относятся к изображению на экране как к рисованию (респонс Бэ-Цель а-Хохма 6:65, см. также Тшувот вэ-Анагот 2:189).
а) Известно, что Тора запрещает в субботу только намеренные действия, млехет махшевет: действия, которые намеренными не являются, либо запрещены мудрецами, либо в некоторых случаях вообще разрешены. Как правило, человек, попавший в зону действия камеры, не совершает никаких специальных действий для того, чтобы его изображение появилось на экране, он просто живет обычной жизнью. Зачастую он не обращает внимания на то, что его снимают, его это не интересует, процесс съемки происходит сам по себе. Ведь, как известно, даже из космоса постоянно производятся съемки всей поверхности Земли. Поэтому некоторые галахические авторитеты при определенных условиях, когда не чувствуется никакой связи между действиями человека и работой камеры, не рассматривают описанные действия как запрещенные в субботу.
б) Однако это справедливо, если человек просто идет по улице. А когда он заходит, например, в синагогу или частный дом, где работают камеры безопасности, то возникает определенная связь между действиями человека и работой камеры — ведь по большому счету системы безопасности работают и в его интересах.
Теперь даже обычные действия человека могут получить статус псик рейша, т.е. разрешенного действия А, которое неизбежно приводит к запрещенному действию Б. Подобная ситуация рассматривается в Талмуде (см. Шабат 133а): например, человек тащит по земле скамейку, чтобы поставить ее на новом месте, а скамейка настолько тяжела, что неизбежно чертит на земле борозду. Таким образом производится работа вспахивания, запрещенная в субботу. Так же и в нашем случае: человек приходит в синагогу молиться или на урок Торы, а его изображение появляется на экране и записывается видеокамерой.
в) Теперь необходимо рассмотреть, заинтересован ли человек в результате этого действия. По-мнению некоторых галахических авторитетов, поскольку человек заинтересован в безопасности своего пребывания в синагоге, появление его изображения, хотя напрямую и не способствуют этому, однако является частью необходимого функционирования системы безопасности. Ведь без этого не будет заснят и потенциальный правонарушитель. Соответственно, по их мнению, это действие будет иметь статус псик рейша дэ-ниха леи — непреднамеренное действие, в результате которого человек заинтересован. Это является нарушением более серьёзного запрета.
г) Однако многие галахические авторитеты считают, что даже если человек, в принципе, заинтересован в безопасности своего пребывания в синагоге, это не имеет никакого отношения к появлению его изображения на экране и другим связанным с этим действиями, о которых было сказано выше. Интерес человека состоит в том, чтобы камерой был заснят не он сам, а правонарушитель и т.п. Соответственно, такое действие будет иметь статус псик рейша дэ-ло-ниха леи — непреднамеренного действия, в результате которого человек не заинтересован. Кроме того, сами действия, о которых мы говорили выше, запрещены мудрецами, а не Торой.
При обычных обстоятельствах такое действие запрещено мудрецами (Шулхан Арух 320:18, Маген Авраам 314:11, Мишна Брура 316:18). Но в случае необходимости, например, когда существует реальная необходимость использовать систему наблюдения в целях безопасности или в палатах больницы и т.п., многие полагаются на «послабление» и разрешают использовать видеокамеры постоянного наблюдения (респонс Шевет а-Леви 10:65 и др.).
В системе наблюдения «Мабат 2000», которая установлена в Старом городе в Иерусалиме, по согласованию с Равом Элияшевым зацаль были произведены специальные изменения, благодаря которым изображение прерывается или переводится на другой монитор, чтобы картинка считалась эйно миткайем — непостоянным изображением. Но по его же просьбе камера, которая установлена на здании Эш а-Тора и постоянно снимает Стену Плача, в субботу поворачивается вверх, к небу, поскольку с точки зрения безопасности в ней нет необходимости (Рав Эфрати шлита в кн. Иса Йосеф, стр. 126).
Кроме того, желательно вообще не сообщать рядовым членам общины о работающих камерах. Тогда их действия не будут иметь очевидной связи с работой камеры.
Однако когда это делается на постоянной основе и известно, что уроки используются после субботы, действия участников урока становятся преднамеренными, и, соответственно, проведение урока при включенной системе наблюдения и использование записи урока будет запрещено (Орхот Шабат 25:66).
С уважением, Яков Шуб
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Вильям Баткин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
А если выключить звук и спрятать пульт?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Яков Доктор
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Неизвестные исполнители
Рав Реувен Пятигорский