Здравствуйте! У меня есть вопрос по кашруту: когда мясо уже разделано, то до какого момента машгиаху нужно следить за приготовлением мяса, и нужно ли вообще?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Мудрецы запретили употреблять мясо, которое какое-то время не находилось в поле зрения еврея или находится в таком месте, где нет евреев — из-за опасения, что его могут подменить (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 63). Однако при соблюдении одного из нижеперечисленных условий, мясо будет разрешено в пищу:
1. Мясо можно отличить, т.к. оно было нарезано специальным способом (например, кусками треугольной формы).
2. Мясо упаковано и запечатано определенным способом, так, что видно, если вскрывали упаковку.
3. Мясо имеет два знака кошерности (например, печать, пломба, закрыто на ключ).
4. Еврей видел это мясо прежде и может распознать его на глаз.
5. Кроме того, если мясо оставили в помещении, где находится нееврей, однако еврей имеет свободный в данное помещение — так, что нееврей не имеет представления, когда еврей войдет или выйдет, то нет опасения, что нееврей попытается его подменить, и мясо разрешено к употреблению. Даже если еврей вышел из дома на некоторое время и нееврей не знает об этом, также нет опасения, что он попытается подменить мясо (Шулхан Орух Йорэ Дэа 118). На это полагаются большинство машгихим.
Однажды я слышал от Рава Довида Каплана поучительную историю. Один молодой бизнесмен-еврей летел из Америки в Эрец-Исроэль. В день вылета у него было несколько деловых встреч, поэтому он не успел пообедать и с нетерпением ждал, когда взлетит самолет и он сможет насладиться горячим кошерным обедом. Когда стюардесса принесла ему долгожданный обед, он увидел, что пока у него нет возможности омыть руки, поскольку проход был занят тележкой стюардесс, которые продолжали разносить обеды оставшимся пассажирам. Пока было время, молодой человек развернул свой обед и с радостью увидел аппетитный сэндвич с пастрамой, от которого исходил ароматный запах. После того, как проход освободился, молодой человек омыл руки и направился к своему месту. Вдруг ему в голову пришла страшная мысль: «Я ведь оставил там свой сэндвич без присмотра». Он стал прокручивать в голове все, что знал по данному закону пытаясь определить, имеет ли отношение упомянутый запрет к данной ситуации. В конце концов, после долгих колебаний, он все-таки отложил сэндвич в сторону, взял книжку и углубился в чтение, чтобы как-то отвлечься от чувства голода. Через некоторое время он почувствовал на себе пристальный взгляд соседа-американца, тот спросил молодого человека: «А почему ты не кушаешь? Кажется, ты собирался кушать?». «Только этого мне не хватало», — подумал молодой человек и пробубнил что-то невнятное в ответ. Однако американец не отставал. Не выдержав напора, молодой человек вздохнул и сказал: «Хорошо, если ты так настаиваешь, я расскажу тебе. То, что я скажу, может показаться тебе странным, но я не ем, потому что так заповедовал Вс-вышний». Затем он рассказал о запрете употреблять в пищу мясо, которое не было в поле зрения. Американец в страхе разинул рот и произнес: «Ты знаешь, ваш Вс-вышний вас бережет. Мне всегда было интересно попробовать, что же такого особенного в кошерной пище. Поэтому, когда ты отошел, я незаметно поменял наши сэндвичи…».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Кашрут в некашерном мире
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Что кашерно для потомков Ноя?
Рав Бенцион Зильбер
Сегодня годовщина смерти бабушки. Можно ли есть мясо на трапезе, ведь скоро 9-е ава?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону