Темы: Рав Реувен Куклин, Берешит, Секс, Значение слов в Торе, Ангелы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКто такие «падшие ангелы»? Почему слово «нефелим» применяют то к людям, то к падшим ангелам? Ангелы вступают в сексуальный контакт? Геннадий, Красноярск
Уважаемый Геннадий,
В конце главы Бэрейшит сказано о времени перед потопом: «Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые» (Бэрейшит 6, 4). По мнению Раши (см. комментарий на этот стих), речь идёт о людях, которые пали духовно и привели к падению весь мир (т.е., привели к духовному падению всех людей), поэтому они называются нэфилим (от корня нун-фэй-ламед — «падать»). Согласно Раши, здесь говорится не об ангелах.
Однако в комментарии к недельной главе Шлах лэха (Бэмидбар 13, 33) Раши пишет, что нэфилим — это ангелы, павшие с Небес во времена поколения Эноша. Получается, комментарий Раши к главе Шлах противоречит его же комментарию к главе Бэрейшит (об этом говорится в Сифтэй Хахамим на главу Бэрейшит).
По-видимому, комментарий Раши опирается на мидраш из Дварим Рабба (Вэ-зот а-браха 11), где сказано, что два ангела по имени Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали «дочерей земель».
О Вашем вопросе, вступают ли ангелы в сексуальный контакт. В книге Зоар (на Бэрейшит) сказано, что когда ангелы являются людям, они действительно принимают человеческий образ. Основываясь на этом, можно сказать, что, когда ангелы принимают образ человека, они также могут совершать и те действия, которые совершают люди. Так, сказано, что ангелы, которые пришли к Аврааму, ели у него (см. Бэрейшит 18, 8).
Однако Раши в комментарии на этот стих пишет: ангелы, которые пришли к Аврааму, не ели по-настоящему, они лишь выглядели, как люди, принимающие пищу. Отсюда можно сделать вывод, что ангелы не совершают материальных действий. Это же следует из рассказа об ангеле, явившемся Маноаху (Шофтим 13, 15—16): «Но ангел Господень сказал Маноаху: если и удержишь меня, я не буду есть хлеба твоего; если же ты (намерен) совершить всесожжение, то вознеси его Господу. Ибо не знал Маноах, что это ангел Господень».
Таким образом, вопрос пока остаётся открытым.
Кроме того, к Вашему вопросу, мне кажется, следует добавить ещё один: как могло быть, что ангелы «возжелали» дочерей человеческих, ведь у ангелов нет желаний и нет дурного стремления. Сказано в мидраше из Бэрейшит Рабба (48, 11; Раши приводит его в своём комментарии к Бэрейшит 18, 5), что дурное стремление не властно над ангелами.
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к книге Зоар, к тому, что в ней говорится об Азе и Азаэле (Аза в Азаль упоминаются в книге Зоар несколько раз, и я напишу резюме всех этих мест):
Когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: «“Что (есть) человек, что Ты помнишь его…” (Тэилим 8, 5), ведь он будет грешить пред Тобой». Ответил им Всевышний, благословен Он: «Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он». И Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они, как люди. Добавляет Зоар: «И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как бнэй эло-им (“сыны великих”)». И когда увидели они дочерей человеческих, не смогли владеть собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: «…сыны великих стали входить к дочерям человеческим» (Бэрейшит 6, 4). Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам колдовства.
Из Зоара ясно, что речь здесь идёт о совершенно особом событии: эти ангелы действительно стали, как люди. И то, что произошло именно с этими ангелами, никогда не происходило с другими и не произойдёт впредь.
То, что произошло с Азой и Азаэлем, показывает нам, насколько велика сила дурного стремления: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. Поэтому нам всегда следует рассчитывать свой путь в этом мире, чтобы спастись от дурного стремления, как говорит Гмара (Моэд Катан 5а): «Каждый, кто устанавливает свои пути — удостоится увидеть спасение, посланное Всевышним». И тот, кто сумел обуздать своё дурное стремление, получает великую награду от Всевышнего как победитель в великой войне.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Мендель Агранович
Если подчиним свою волю Б-жьей, станем как ангелы. Зачем тогда нам дана свобода воли?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир
Есть две крайности, которые характерны для людей, недавно пришедших к иудаизму. Одни не избавились от своего прошлого, достаточно разгульного. Другие огульно считают супружеские отношения чем-то изначально непристойным. В действительности же жизнь супругов, включая телесные ее аспекты, наполнена святостью.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата