Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Трактат Макот

Макот — трактат Мишны, Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Трактат Макот (дословно означает «удары») входит в раздел Незикин («Убытки»), посвященный вопросам гражданского права, такими, как возмещение материального ущерба, кредит и торговля, судопроизводство, наследство и пр. Трактат Макот состоит из трех глав. В первой говорится о злоумышленных свидетелях — тех, которые намеренно дают на суде ложные показания. Вторая глава посвящена проблеме ссылки человека, случайно совершившего убийство, в специально выделенные для этого места — города-убежища. В третьей главе, давшей название всему трактату, обсуждается предусмотренная Торой форма телесного наказания — удары плетью.

Кто такие злоумышленные свидетели и как их наказывают?

Согласно еврейским законам, суд может рассмотреть дело и вынести решение только по показаниям двух свидетелей. При этом он должен оценить истинность их слов. Неверные показания могут быть просто ошибочными, а могут быть и намеренно искаженными. Свидетели, которые дают заведомо ложные показания, называются «злоумышленными» («эдим зомемим»). Они не были на месте преступления и дают показания по собственному злому умыслу или по просьбе какого-либо заинтересованного лица.

По закону Торы к злоумышленным свидетелям применяют ту же меру пресечения, которую, по их навету, присудили бы обвиняемому. При этом не имеет значения факт, совершил подсудимый в действительности преступление или нет, т.к. эти люди в любом случае не должны были давать показания.

Например, если два человека дали свидетельства по делу о преступлении, за которое полагается смертная казнь, и, если будет доказано, что в момент преступления их не было на месте событий, этих свидетелей надо будет казнить. Или, например, свидетели заявляют, что один человек должен другому определенную сумму, но на самом деле они не присутствовали при передаче денег. Если суд это докажет, они будут вынуждены заплатить эту сумму.

При этом наказать эдим зомемин можно, только если на основе их лжесвидетельства суд уже вынес приговор — кроме случая, когда подсудимого уже казнили; тогда злоумышленные свидетели получат наказание Свыше. При рассмотрении же имущественных исков делу дают обратный ход и наказывают тех, кто дал заведомо ложные показания.

Однако, бывают случаи, когда невозможно наказать эдим зомемин той же мерой, которую могли присудить обвиняемому (например, если они свидетельствовали, что некий коэн является сыном разведенной женщины — а такой человек не может служить в Храме). Тогда по отношению к злоумышленным свидетелям применяют телесное наказание (удары плетью).

Ссылка непреднамеренного убийцы в город-убежище

Вторая глава трактата Макот анализирует особый способ наказания — ссылку человека, совершившего случайное убийство, в один из городов, выделенных для этого Торой на Земле Израиля — так называемых городов-убежищ. Кроме наказания, такая ссылка имела целью спасти человека от кровной мести (друг или родственник убитого, отомстивший случайному убийце, не подлежал наказанию по суду).

Всего существовало шесть городов-убежищ — как сказано в Торе: «Три города установите за Иорданом и три города — в Земле Кенаанской» (Бемидбар, 35:14). Танах (в книге пророка Иеошуа, 20:7,8) уточняет: три из них, за Иорданом, носили названия Бацар, Рамот и Голан; а напротив (по направлению с севера на юг) располагались три других — Кодин (в Галилее), Шхем (в центре) и Хеврон (в горах Иудеи). К ним добавлялись еще сорок два населенных пункта, предназначенных в основном для проживания левитов — учителей Торы и служителей Храма (Бамидбар, 35:6).

Непреднамеренный убийца переселялся в такой город и жил там постоянно, причем, если он учил Тору, его учитель должен был последовать за ним, а вместе с учителем — и другие его ученики. Вернуться такой человек мог только после смерти Первосвященника. Объясняя этот момент, Раши приводит слова Сифри: «Первосвященник занят тем, что как бы поселяет Шхину (Б-жественное присутствие) в Стране, что удлиняет жизнь людей, в то время как убийца изгоняет Шхину из Страны, что укорачивает жизнь. Поскольку убийца занят прямо противоположным делом, нельзя, чтобы он расхаживал по земле, когда жив Первосвященник, поэтому он может вернуться в родной город только после его смерти» (Бемидбар, 35:28).

Тридцать девять ударов

Третья глава трактата Макот рассматривает случаи, когда подсудимому присуждали телесное наказание в виде ударов плетью. Тора строго ограничивает число ударов (до 39-ти). Это количество может быть и меньше: его определяет врач, которого приглашают перед экзекуцией, чтобы проверить состояние здоровья осужденного.

Удары плетью присуждались тем, кто намеренно нарушил запретительные заповеди Торы, и сделал это при свидетелях и после предупреждения — если только это не было преступлением, которое карается смертной казнью. Удары присуждались даже тогда, когда обвиняемому полагалось наказание Свыше — карет (отсечение души от Источника жизни и от еврейского народа, преждевременная смерть) — например, если он вступил в запрещенные Торой интимные отношения. В этом случае удары плетью могли отменить карет: в результате экзекуции преступник раскаивался, начинал исполнять все повеления Вс-вышнего, и получал прощение, как сказано: «И будет наказан плетью брат твой перед глазами твоими» (Дварим, 25:3), то есть после наказания плетью он снова станет «твоим братом» (Раши).

На нашем сайте представлен цикл видеоуроков по 2-й главе трактата Макот.

Выводить материалы