Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

В Торе написано (Шмот 20:8): «Вспоминай субботний день, чтобы

освящать его». Наши мудрецы сказали: «Вспоминать его надо над бокалом вина». В начале субботы мы исполняем эту заповедь, произнося Кидуш, в конце субботы — произнося молитву Авдала.

Кидуш говорят над полным бокалом кашерного еврейского вина или виноградного сока (тоже кашерного), который держат в руках. Если вина нет, или оно не подходит человеку, например, по медицинским

соображениям, то Кидуш произносят над субботними халами, положив на

них руки.

Чистый бокал, в который наливают вино, должен быть целым, без

ущерба, объемом — по одному мнению, не меньше 86 кубических

сантиметров, по мнению Хазон-Иша — не менее 150.

Кидуш произносят стоя. Остальные тоже стоят, по крайней мере при первых словах. Тот, кто произносит Кидуш, говорит громко и четко, имея в виду, что читает для всех присутствующих.

Текст Кидуша состоит из двух частей. Первая свидетельствует, что мир сотворен Всевышним; в ней прямо упоминается Творение. Вторая часть напоминает нам об Исходе евреев из Египта. После каждого благословения присутствующие произносят «амен».

После чтения Кидуша тот, кто его произнес, пьет вино из бокала, затем угощает остальных. Надо выпить не меньше половины минимального объема бокала (по мнению Хазон-Иша — 75 куб.см., по другому мнению ­43).

Пока Кидуш произносится над вином, халы лежат на столе, накрытые специальной салфеткой. Если Кидуш говорят на халы, то перед этим надо омыть руки, как перед трапезой, и в тексте Кидуша вместо Боре При Агафен сказать Амоци Лехем мин-Аарец.

После наступления субботы запрещено есть до Кидуша.

Талмуд считает, что иметь вино на Кидуш — большая заслуга. Известен случай, когда знаменитый учитель, рав Уна, был вынужден заложить свой пояс, чтобы купить вино на субботний Кидуш (см. трактат Мегила 27).

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...