Страстью мы называем пылкое желание, непреодолимое стремление к обладанию чем-то или кем-то. Природа человека — огонь, который может сжигать и разрушать, а может устремлять его вверх, к Небесам, к познанию Творца.
Оглавление
О страстных желаниях [↑]
Природа человека такова, что, как бы он ни был счастлив и как бы ни благоденствовал, он никогда не довольствуется имеющимся, ему постоянно чего-то не хватает, и он всегда будет страстно желать недостающего. «Тот, у кого есть сто, желает двести…»
У некоторых это стремление к чему-то, якобы недостающему, находит выражение в каких-то определенных областях: страсть к риску, к новостям, к еде, алкоголю, к противоположному полу, к идолопоклонству, к атеизму, к диетам, к еде, к вещам, к почету, к чтению, к просмотру фильмов, к насилию, к азартным играм, к чтению новостей… — список можно продолжать.
Если человек не может получить желаемое, ценность этого возрастает в его глазах, и, в конце концов, оно становится главным стремлением всей его жизни. Все, что есть у человека, начинает казаться ему несущественным в сравнении с желаемым, без чего он ощущает себя несчастным и обездоленным.
Стремления человека занимают все его мысли, и он начинает столь страстно желать недостающего, что лишается сна и покоя, не замечая благ, уже хранящихся в его сокровищнице. Жажда заполучить желаемое растет в его душе и становится главным смыслом его жизни. Все, чем он уже владеет, начинает казаться ему несущественным в сравнении с тем, чего у него еще нет. Он чувствует себя обделенным, злится и гневается. Такова природа человека.
Огонь страсти [↑]
Почему так получается? И что подразумевается под «природой человека?» Раби Хаим Виталь в книге «Эц Хаим» писал, ссылаясь на слова Ари, что в мире природы абсолютно всё создано из четырёх основ. Основа всего неодушевлённого — прах, растительного — вода, живого — ветер, а человеческая основа — огонь. И даже слова «мужчина» (иш) и «женщина» (иша) на святом языке указывают на их огненную (эш) суть.
Правда, есть две буквы, из-за которых имена мужчины и женщины не во всём похожи на огонь. Буква «йуд», добавленная к имени мужчины, и буква «hэй», добавленная к имени женщины, говорят нам, что если мужская и женская буквы соединятся правильно, то между мужчиной и женщиной будет обитать Шхина, а если не удостоятся этого — их поглотит огонь («Сота» 17а), который, как известно, быстро разгорается и распространяется широко.
Что такое огонь? Известно, что языки пламени всегда стремятся вверх, к небу, а также — что огонь имеет свойство превращать объекты материального мира в дым — субстанцию почти не физического уровня.
Символически, элемент огня представляет собой побуждение, импульс, стремление к духовности, к возвращению к Творцу, чтобы раствориться в духовном единении с Ним.
Внутренний огонь личности имеет в потенциале огромную созидательную мощь, и полыхание этого огня заставляет человека торопиться, производить, творить… Однако если человек всё это делает не по Б-жьим законам и строит свою жизнь вопреки заповедям, огонь обретает мощнейшую силу разрушения.
Любовь и страсть [↑]
Одно из значений слова «страсть» имеет отношение к влечению к противоположному полу. Люди привычно говорят о «страстной любви», но в страсти любви нет и быть не может, потому что суть страсти — в стремлении к обладанию, а суть любви — в отдаче.
В отношениях, основанных на страсти, удовлетворение своих желаний стоит на первом месте. В таком состоянии мы хотим испытывать яркие любовные эмоции, быть с другим, но не хотим привязываться. Эти две противоположные силы создают напряжение, барьер, который не позволяет увидеть и принять другого. Если страсть заполняет все пространство отношений, это погубит их, и в конечном счете приведет к одиночеству. В погоне за страстями, мы не в состоянии принять тепло и заботу другого.
Написано, что сначала наш праотец Ицхак ввел Ривку в шатер (женился), а потом полюбил ее. Это очень важный момент — любовь появляется как результат сознательного выбора, не подчиненного страстям и желанию обладать. Там, где главенствует «хочу», всегда есть опасность охлаждения чувств, отчужденности и, как следствие, — развода. Еврейский брак традиционно крепок. В основе еврейской семьи лежит принцип долгой любви, а отнюдь не все сжигающая страсть, которая быстро проходит.
Разрушительная страсть [↑]
Мудрецы учат нас, что «сжигающий» огонь человеческой натуры способен разрушить нашу личность, увлекая нас по пути вожделения, зависти и погони за славой. Качество «страсти», так же как и другие человеческие качества (мидот) было дано Вс-вышним для нашего блага. А становится оно хорошим или плохим — это вопрос нашего выбора. И если мы используем страсть для ее истинного предназначения — как силы, которая заставляет нас страстно стремиться к Торе и заповедям — то это качество идет на пользу как нам самим, так и всему миру.
Если же качество страсти выбивается за пределы заданных границ, то человеку надо его сломить, придав нужный «размер». Поэтому мудрецы Мусара часто называют процесс исправления качеств «ломанием». Они имеют ввиду, что человек, заметив у себя какое-либо качество, вышедшее за заданную границу, и, соответственно, не работающее в нужном направлении, «отламывает» лишнее и возвращает качество в нужные рамки.
Преодоление и сокрушение страсти [↑]
В работе над душевными качествами различают несколько уровней. Первый уровень — это «преодоление» плохого качества, а потом от человека требуется «сокрушить» это качество.
Исправление состоит в том, чтобы добиться настолько сильного самоконтроля, при котором у человека уже не остается никакой связи с этим качеством. И если речь идет о необузданной страсти, ведущей человека к вспыльчивости, то вследствие интенсивной работы над собой он достигает состояния, при котором это качество исправлено — он не вспыльчив, ему не приходится преодолевать себя и сдерживаться, потому что это качество теперь не имеет к нему никакого отношения.
Теперь он самый спокойный, самый безмятежный человек, и никакая вещь в мире не может его разозлить. И об этом сказал царь Давид: «Сердце моё пусто во мне». Т.е. страсть уже не внутри человека — она находится в его руке, потому что он прошел и преодолел всё, чем страсть соблазняла его. И теперь его просто невозможно соблазнить, потому что все страсти и все душевные качества исправлены.
Страсть делать добро [↑]
Только человек, преодолевший свою страсть к материальному, может использовать мир в качестве инструмента служения и способствовать проявлению Б-га в мире. Страсть к мудрости, к Торе, к познанию Творца будет вести его на этом пути.
И точно также, как злодеи усиливают своими грехами страсть к злу в мире, так же и праведные усиливают своими хорошими поступками страсть делать добро в мире.