Оглавление
Не обижать работника [↑]
Так сказал Г-сподь: за три преступления (Исраэля) и за четыре не отвращу Я (гнева) от него: за то, что продают праведника за деньги и бедняка за (пару) башмаков. И жаждут они праха земного на головы бедняков, и кротких сбивают с пути… (пророк Амос).
…За то, что вы попираете бедняка и отнимаете у него хлеб поборами (Амос).
Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней стремится душа его; а то он возопит на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех (Дварим).
(Яаков говорит Лавану): …Вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; баранов из мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил тебе: я восполнял это, с меня ты взыскивал украденное днем и украденное ночью. Бывало со мною, днем съедал меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих (Берешит).
Справедливая оплата труда [↑]
Договариваясь об оплате и часах работы, работодатель обязан помнить, что работник — это, прежде всего, человек, потомок Авраама, Ицхака и Яакова, а не «рабочие руки» или «говорящее орудие труда».
Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах. В основе Торы — не «концепция человека», а «человек как подобие Б-га». Однако человек обретает свой возвышенный статус лишь в том случае, если в нем видят создание Б-га.
Правильно сказано, что любовь к Б-гу находит свое отражение и в том, как оплачивает работодатель труд своих работников и сколько часов он заставляет их работать.
Пример уважения к достоинству работника [↑]
Договариваясь с рабочими, сын раби Йоханана бен Матья сказал им, что, кроме платы, отец будет давать им и еду. Узнав об этом, раби Йоханан возмутился:
— Как?! Ты сказал «еду» и не сказал — какую? Но ведь они могут понять это как им угодно! В конце концов, они дети Авраама, Ицхака и Яакова!
Он велел сыну догнать работников и сказать им, пока они не приступили к работе, что отец имел в виду хлеб и овощи (обычную еду), и спросить, согласны ли они работать на этих условиях. (По агаде из Мишны, трактат Бава мециа 7:1).
Нетрудно себе представить, как были удивлены работники, когда услышали то, что передал им запыхавшийся юноша. Не менее ценен и педагогический эффект, произведенный этим маленьким эпизодом на сына раби Йоханана, да и на нас, читающих об этом спустя много веков.
Согласно Торе, рабочие имеют право организовать союз, чтобы коллективно защищать свои права, и могут прервать работу, если обстоятельства вынуждают их сделать это.
Не задерживать оплату работы [↑]
Согласно Торе, задержка оплаты труда является преступлением. Если возникает сомнение, уплачено ли работнику за его труд, хозяин обязан заплатить даже в том случае, если он считает, что платит дважды.
Мишна устанавливает, что если в конце дня работники получили расчет, а один из них говорит, что ему не заплатили, и клянется, что сказал правду, то хозяин обязан ему заплатить, даже если считает, что уплатил ему вместе со всеми. Почему? Наши мудрецы считают гораздо более вероятным то, что ошибся работодатель, занятый сразу многими делами, а не то, что работник пытается его обмануть и заставить уплатить дважды.
Защищая интересы работника. Тора рекомендует работодателю в некоторых случаях принимать решение пусть не строго по закону, но в пользу работника.
Пути добродетельных [↑]
Раба, сын рава Гуны, нанял рабочих, чтобы они перевезли его бочки с вином из порта на склад. Дорогой рабочие, по небрежности, разбили бочки, чем нанесли Рабе серьезный ущерб. Чтоб хотя бы частично возместить этот ущерб. Раба оставил у себя одежду, которую они дали ему в залог.
Тогда они повели Рабу в бейт дин (еврейский суд), требуя возвращения одежды. Судьей был Рав. Он сказал Рабе:
— Верни им их одежду.
— Таков закон?
— Да! — сказал Рав. — Стих гласит: «Следуй путями добродетельных». Тогда работники сказали Раву:
— Мы целый день работали, мы голодны, и нам ничего не заплатили.. — Иди и заплати им, что положено, — сказал Рав.
— Таков закон? — возмутился Раба.
— Да! Разве ты не знаешь, как заканчивается этот стих? — «И будь справедлив».
(По агаде из трактата Бава мециа 83а).
Вычеты из установленной платы [↑]
Подрядчик, которому платят за работу, находится в том же положении, что и наемный работник. И тому и другому полагается платить сполна, без вычетов, если это не оговорено в договоре.
Споры по окончании работы нередко возникают из-за нечеткости договора, в частности если в нем ничего не сказано о соответствии оплаты качеству труда.
Святой мудрец рав Меир Исраэль аКогэн (Хафец Хаим) советовал во избежание споров и удержаний из установленной оплаты подробно договариваться о цене до начала работы.
Во избежание недоразумений [↑]
Мистеру Шерману нужно было сделать кое-что по дому. Он позвал к себе Янкеля, с которым был едва знаком, и предложил ему эту работу. Янкель взялся выполнить ее за неделю.
— Окэй, — сказал мистер Шерман, — приступай. Я знаю, на тебя можно положиться, ты сделаешь все как следует, и за разумную плату.
Когда Янкель закончил работу и попросил расчет, то оказалось, что мистер Шерман очень недоволен работой.
— Это совсем не та работа, которую я ждал от тебя, — сказал он. — Ты просишь за нее слишком много. Могу заплатить тебе только две трети.
Когда Янкель попытался возразить, мистер Шерман сказал:
— Пожалуйста, не хочешь две трети — я тебе вовсе не заплачу, можешь подавать на меня в суд.
Понимая, что судебный процесс обернется для него гораздо большими расходами, Янкель взял, что дают, хотя это и означало, что работа была для него невыгодной. При объективной оценке работы следовало, быть может, вычесть лишь десять процентов. Но мистер Шерман удержал двадцать три процента заработка Янкеля и вдобавок вынудил его взять меньше, чем полагалось. И то и другое противоречит законам Торы.
Всего этого можно было бы избежать, если бы они сразу договорились о качестве работы и ее оплате, а не ограничились выражением взаимного доверия
(По книге «Аават хесед» 42).
Обязанности работника [↑]
Тора Б-га справедлива. Она предъявляет строгие требования как к работодателю, так и к работнику: первый обязан обеспечить соответствующие условия труда и справедливую его оплату, второй должен работать честно и добросовестно. Тот, кто в рабочее время ведет частные разговоры по телефону без согласия на то хозяина, — тот крадет его время. Ничем, кроме работы, в рабочее время заниматься нельзя. Если человек занят интеллектуальным трудом, он обязан приходить на работу бодрым и выспавшимся. Если это труд физический, надо беречь силы: не работать сверх положенного и есть как следует.
Наш праотец Яаков, единственный из трех, долгие годы был наемным работником (У Авраама и Ицхака были собственные стада овец, и они не работали по найму). В течение двадцати лет он честно работал на Лавана. Напомним, что вторые семь лет из этих двадцати ему пришлось отработать из-за того, что Лаван обманул его. Тем не менее и в эти семь лет он считал себя обязанным работать так же добросовестно, как и тогда, когда работал по своей воле. Это объясняет нам, почему именно Яакова называют «человеком правды».
С другой стороны, любовь к Б-гу проявляется и в том, как хозяин относится к работнику.
Когда нет времени на разговоры [↑]
Аба Хилкия, мудрец, живший в Эрец Исраэль в первом веке нашей эры, был известен своей особой близостью к Б-гу.
Однажды к нему пришли два рава, посланные из Иерусалима, чтобы попросить его помолиться о дожде — страна очень страдала от засухи. Дома они его не застали. Жена сказала, что он на работе.
Посланцы нашли его работающим в поле. Они приветствовали его, но он не ответил. Те прождали до конца дня, пока он не кончил работу, и спросили:
— Почему учитель не ответил нам, когда мы его приветствовали?
— Я нанимаюсь на весь день, — ответил он. — Мое время принадлежит не мне. Если б я занялся разговорами, это было бы кражей хозяйского времени
(По агаде из трактата Таанит 236).