Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения

Раби Хаим-Озер бар Давид-Шломо Гродженский (5623-5700 /1863-1940/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился девятого элуля 5623 /1863/ года.

К десяти годам прославился как илуй.

Учился в Воложинской ешиве, где был талмид-хавером (младшим партнером по совместному изучению Торы) р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера).

Женился на дочери р. Элияу-Элиэзера, главного законоучителя г. Вильно (Вильнюса).

Жена р. Хаима-Озера была внучкой родоначальника движения Мусар р. Исраэля Салантера.

Р. Хаим-Озер основал в Вильно Кибуц аврехим — высшую школу для изучения Талмуда. В 5647 /1887/ году, после смерти тестя, р. Хаим-Озер, которому едва исполнилось двадцать четыре года, сменил его на посту главного законоучителя Вильно.

Уже в годы молодости р. Хаим-Озер стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.

В 5669 /1909/ году р. Хаим-Озер созвал в Вильно совещание ведущих раввинов, на котором была создана организация Кнессет Исраэль («Собрание Израиля»), объединившая все харедимные общины Российской империи.

В 5672 /1912/ году он принял участие в учредительном конгрессе всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Он был избран на пост наси (председателя) руководящего органа этой конфедерации, называемого Моэцет гдолей Тора (Совет выдающихся знатоков Торы).

В годы между двумя мировыми войнами р. Хаим-Озер стал общепризнанным духовным лидером поколения.

Раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) называл его «князем Израиля и наставником всей диаспоры» (Гдолей адорот).

Особо пристальное внимание в своей раввинской деятельности р. Хаим-Озер уделял делам милосердия, создав в Вильно образцовую систему помощи неимущим.

«В молодые годы я думал, что главная цель для подобного мне человека — совершать открытия при изучении Торы и писать книги, — вспоминал он. — Но теперь написание книг мне кажется детской забавой по сравнению с деятельностью по поддержке вдов, сирот и неимущих знатоков Торы». «Самое большое наслаждение в жизни я испытываю, когда мне удается помочь другим людям», — признавался он в одном из писем (там же).

В 5684 /1924/ году р. Хаим-Озер возглавил Ваад аешивот («Совет ешив»), основанный по инициативе Хафец Хаима для оказания материальной поддержки ешивам Восточной Европы.

Р. Хаим-Озер обладал феноменальной способностью к концентрации мысли. По свидетельству учеников, он часто одновременно вел деловое совещания, диктовал свои респонсы секретарю — и, вместе с тем, не прерывал углубленного изучения Торы (R. NachmanZakonTheJewishExperiencep.176).

В 5699 /1939/ году р. Хаим-Озер выпустил в свет свой итоговый сборник алахических респонсов, названный Ахиэзер («Помощник»).

В конце 5699 /1939/ года, оккупировав восточную половину Польши, советское правительство решило передать Вильно и прилегающий к нему район под суверенитет Литовской республики. Знатоки Торы со всей оккупированной Польши устремились в этот город, чтобы «вместе с ним» снова оказаться в свободном мире. Среди нескольких тысяч беженцев, собравшихся в Вильно, были руководители и ученики двадцати трех ведущих ешив, в том числе, из Мира, Каменца, Любавичей, Клецка, Гродно и Новардока (Новогрудка). Большинство ешив продолжило свои занятия в различных виленских синагогах, и на плечи р. Хаима-Озера легли заботы по обеспечению беженцев всем необходимым: питанием, одеждой, дровами для отопления. В середине лета 5700 /1940/ года, когда советские войска вероломно оккупировали Литву, р. Хаим-Озер тяжело заболел.

Р. Эльханан Вассерман, находившийся у его смертного одра, вспоминал, что до последнего мгновения р. Хаим-Озер сохранял абсолютную ясность сознания. Не было заметно никаких признаков агонии, больной просто прикрыл глаза и вздохнул — окружавшие кровать не поняли, что он умер. Лишь пришедший через полчаса врач указал им на то, что больной не спит, а уже скончался (Гдолей адорот).

Р. Хаим-Озер Гродженский был призван в Небесную Ешиву пятого ава 5700 /1940/ года — ему было семьдесят семь лет.

С разрешения издательства Швут Ами

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?