Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Тора и наука, Философия, Мировоззрение, Рав Александр Кац, Астрономия
Раби Леви бар Гершом (Ральбаг; 5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания.
Внук (сын дочери) Рамбана, главы предыдущего поколения мудрецов Торы. Отец Ральбага — знаменитый знаток Торы и астроном р. Гершом бар Шломо — происходил из испанской провинции Каталония (Седер адорот).
Ральбаг жил в Провансе, в г. Авиньоне.
В возрасте тридцати трех лет Ральбаг опубликовал свой трактат по математике Маасе хошев; затем последовали его знаменитые работы по астрономии и космологии, на которые, в значительной степени, опирались открытия Коперника и других ученых последующих поколений.
Ральбаг отличался удивительной широтой интересов и дарований. Он был одним из первых ученых, предложивших методы тригонометрических вычислений. Ральбаг был выдающимся изобретателем: так, он разработал астрономические приборы, позволяющие измерять космические расстояния, — это радикальным образом изменило возможности астрономов. Вместе с тем, он был практикующим врачом, пользовавшимся славой искусного целителя.
Ральбаг составил комментарий на сочинения греческого философа Аристотеля.
В 5085 /1325/ году он завершил свой основной философский труд, названный Милхамот Ашем (Войны Б-га). В этом трактате Ральбаг исследует самые фундаментальные основы еврейского мировоззрения, подвергая философскому анализу и проверке традиционные представления о сущности и атрибутах Творца, об единстве мира и о сотворении мира из ничего. По многим вопросам автор оспаривал мнения великого Рамбама, высказанные им в разделе Йесодей Тора (Основы Торы) кодекса Мишнэ Тора и в книге Море невухим (Путеводитель заблудших). Так, Ральбаг считал, что процессу творения предшествовала вечно существующая и несотворенная материя, которой затем Творец придал структуру и форму.
Философские концепции Ральбага вызвали бурную полемику, не утихавшую в течение нескольких веков. Его книгу резко критиковали выдающиеся мыслители следующего поколения р. Ицхак бар Шешет (Риваш;) и р. Хасдай Крескас, а р. Ицхак Арама, автор книги Акейдат Ицхак, даже предложил переименовать трактат Милхамот Ашем (Войны Б-га) в Милхамот им Ашем (Войны против Б-га), — однако, несмотря на такие крайние точки зрения, труд Ральбага оказал значительное влияние на развитие еврейской мысли.
Основным вкладом Ральбага в изучение Торы стал его комментарий к Писанию, где он возвращается ко многим философским идеям, разработанным им в книге Милхамот Ашем.
Спустя полтора века комментарий Ральбага стал одной из первых еврейских книг, вышедших в свет с изобретением книгопечатания. В классических изданиях Танаха его комментарии к книгам ранних пророков, к Книге Йова и к Мишлей (Притчам Шломо) печатаются рядом с основным текстом.
Перу Ральбага принадлежит также трактат Шаарей цедек, посвященный анализу знаменитой барайты «Тринадцать методов толкования Торы раби Ишмаэля».
Последний период жизни провел в г. Перпиньяне, недалеко от испанской границы. Скончался в 5130 /1370/ году (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю