Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Раши, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеуда бар Натан (Риван) — комментатор Талмуда; ученик и зять Раши.
Раши, у которого не было сыновей, выбирал женихов для своих дочерей из числа наиболее одаренных учеников. Свою старшую дочь, Мирьям, он отдал в жены Ривану.
Именно Риван, опираясь на рукописи Раши, создал окончательную редакцию его комментариев.
Сам Риван также написал комментарии к большей части Вавилонского Талмуда. В их основу легли составленные им в ешиве конспекты уроков Раши, а также многочисленные рукописи учителя. Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме.
Наиболее известен и широко изучается комментарий Ривана к заключительной главе трактата Макот: здесь его комментарий помещен рядом с основным текстом Талмуда — вместо отсутствующего комментария Раши. Перед первыми словами Ривана пояснено: «Чистая душа нашего наставника (т.е. Раши) покинула его тело — далее он не прокомментировал. Отсюда и до конца — объяснение его ученика р. Йеуды бар Натана» (Макот 19б). Кроме того, в широко известном сборнике Шита мекубецет приведена значительная часть комментариев Ривана на трактат Ктубот.
В Тосафот упомянуты комментарии Ривана на Пятикнижие, но они до нас не дошли.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю