Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Германия, Рав Александр Кац
Раби Мешулам бар Келонимус — выдающийся законоучитель и поэт, перенесший талмудическую мудрость вавилонских ешив в Италию, а затем и в Германию.
Сын и ученик р. Келонимуса бар Моше из Лукки. Учился также у знаменитого мудреца и поэта р. Шломо бар Йеуды из Вавилонии.
Р. Мешулам состоял в алахической переписке с главами ешивы в Пумбедите р. Шрирой Гаоном (см.) и р. Айем Гаоном (см.).
Около пятидесяти его алахических респонсов (тшувот) сохранились в различных сборниках и сводах законов. Некоторые из его пиютов включены в праздничные махзоры ашкеназских общин.
Большую часть жизни р. Мешулам провел в итальянском городе Лукке, чуть севернее Пизы и Флоренции; в последние годы жизни переехал в Германию, в г. Майнц, и там похоронен.
Мудрецы последующих поколений высоко ценили его: р. Гершом Меор агола (см.) называл его «великим мудрецом», а Раши (см.) в своем комментарии на Талмуд называет его «гаоном» (Зевахим 45б).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю