Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, хасидского лидера и сына Альтер Ребе, основателя движения Хабад

Раби Дов-Бер бар Шнеур-Залман из Любавичей (Миттлер Ребе; 5534—5588 /1773—1827/ гг.) — духовный лидер движения Хабад.

Родился девятого кислева 5534 /1773/ года в белорусском городке Лиозно, южнее Витебска. Первенец в семье р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), основателя движения Хабад.

Был назван в честь наставника отца — р. Дова-Бера (Магида из Межерича), умершего за год до его рождения, девятнадцатого кислева 5533 /1772/ года.

Изучал Тору — и ее законодательные разделы, и кабалу — под руководством отца.

В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Дов-Бер вместе с отцом последовал за отступающей русской армией.

«Праздник Рош ашана застал нас в Троице-Сергиеве, — вспоминал р. Дов-Бер. — …Мы претерпели много страданий от холода и недостатка провизии, питались хлебом грубого помола с водой. … В селах нас всюду встречали насмешками и бранью». После пятимесячных скитаний они достигли Курской губернии. Здесь, в селе Пены возле г. Сумы, р. Шнеур-Залман заболел и скончался. Р. Дов-Бер похоронил отца на ближайшем еврейском кладбище, в г. Гадяч, севернее Полтавы.

Возвратившись в Белоруссию после войны, р. Дов-Бер поселился в городке Любавичи и сменил отца во главе движения Хабад.

Когда по настоянию российских властей каждый еврей должен был зарегистрироваться под определенной фамилией, р. Дов-Бер избрал для своей семьи фамилию Шнеури — в честь отца (его потомки изменили эту фамилию на Шнеерсон).

Р. Дов-Бер написал множество книг, развивающих идеи Хабада. В Любавичах, ставших новым центром движения, он основал первую хабадскую ешиву, которую возглавил его зять, внук Алтер Ребе р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек; см.).

Р. Дов-Бер поддерживал постоянную связь с последователями Алтер Ребе на Земле Израиля. В 5585 /1825/ году, следуя его совету, хабадская община перебралась из Цфата в Хеврон. Воспользовавшись услугой посредников, р. Дов-Бер приобрел в Хевроне участок земли для своей семьи, намереваясь впоследствии совершить алию на Святую Землю.

В том же, 5585 /1825/ году, он тяжело заболел и по рекомендации врачей отправился на лечение в курортный город Карлсбад.

Летом 5587 /1827/ р. Дов-Бер посетил могилу отца. На обратном пути, в г. Нежине, он слег в постель.

Р. Дов-Бер из Любавичей умер в Нежине девятого кислева 5588 /1827/ года — в тот же день года, что и родился.

Во главе движения Хабад его сменил р. Менахем-Мендл из Любавичей, прозванный Цемах Цедек.

В последующих поколениях р. Дова-Бера стали называть Миттлер Ребе (Средний Ребе, на иврите АдморАэмцаи), имея в виду его связующую роль в передаче хабадской традиции — от Алтер Ребе к Цемах Цедеку.

с разрешения издательства Швут Ами


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»