Оглавление
Пеот, они же пейсы [↑]
Пеот (в ашкеназском произношении — пейс) — обычно в повседневной речи под этим термином имеется край волос, растущих на висках. Длинные пейсы стали отличительным признаком религиозных евреев из некоторых общин (подробнее см. ниже).
Однако, изначально в Торе под термином пеот подразумевается не только край волос у виска, но и край засеянного поля. Интересная аналогия в названии вызвана еще более интересной аналогией в предназначении пеот: так же, как пейсы на голове нельзя стричь, так же следует оставлять пеот поля — не сжинать их, оставляя этот край урожая для бедных и неимущих.
Пейсы на висках [↑]
Перейдем теперь к вопросу о пеот на висках.
Написано в Торе, в недельной главе Кдошим (Ваикра, 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (лё такифу пеат рошхэм пеат рошхэм), и не порти края бороды твоей (пеат зканэха)». То есть, запрещено обстригать по кругу голову, удаляя полностью волосы на висках. Главное — не удалять волосы на висках, стрижка по кругу упомянута потому, что так было принято стричься у языческих священников.
Чтобы не нарушать этот запрет, можно на самом деле постричь даже всю голову, только не «налысо», а оставить волосы длиной 6-7 мм.
Но, как и во многих других мицвот (заповедях), большинство евреев не ограничивается простым исполнением Закона. Многие из них специально отпускают на висках волосы подлиннее, чтобы подчеркнуть свою любовь к этой мицве. Евреи из разных стран — Польши, Венгрии, Йемена — подчёркивали, что они соблюдают этот закон, и оставляли более длинные пеот. У йеменских евреев даже принято называть пейсы симаним — признаки. По этим признакам еврея видно издалека, и это тоже очень важно для нас — чтобы еврей не боялся быть евреем. Возможно, по этой же причине в некоторых общинах, в том числе, хасидских, сложился обычай завивать пейсы особым образом.