В еврейском алфавите 22 буквы. У каждой буквы есть числовое значение — гематрия. Алфавиты многих языков — как западно-европейских, так и славянских, произошли от еврейского, и само слово «алфавит» восходит к названиям букв «алеф»-«бет». В еврейских буквах кроется глубокий смысл — знатоки тайной мудрости утверждают, что с их помощью был сотворен мир.
Оглавление
Святой язык и его буквы [↑]
Святой язык — лашон а-кодеш, иврит — первый язык, на котором говорили люди. На этом языке Адам давал названия всем животным; на нем была написана Тора.
Согласно нашей традиции, иврит уходит корнями в само мироздание. Каббалистическая книга Сефер Йецира («Книга Творения») говорит, что мир был создан посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. По словам Рамхаля, «все буквы, которые мы видим в Торе — суть проявления 22-х потоков божественного света (“орот”), находящихся в высших мирах».
Как сообщается в Талмуде, создатель переносного Храма в пустыне (Мишкана) Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были сотворены небо и земля (Брахот, л.55а), т.е. для того, чтобы построить Мишкан — прообраз всего мира, он должен был знать сущность всех имеющихся в мире вещей.
Еврейские мудрецы много писали о буквах, составляющих различные названия, и о том, как в этих словах отражается сущность называемого явления. Одна из самых древних книг на эту тему — книга раби Акивы, написанная около 2000 лет назад — «Буквы рабби Акивы».
Особенности письма на иврите [↑]
Письмо на иврите отличает несколько особенностей:
— Еврейские буквы пишутся справа налево.
— В иврите нет гласных, но зачастую используются огласовки (на иврите — никуд) — значки под согласной буквой, означающие последующую гласную.
— Существует несколько стилей начертания еврейских букв — шрифтов (на иврите «ктав»).
— За каждой еврейской буквой закреплено число, например: алеф — 1, бейт — 2, гимель — 3 и т.д.
Алфавит святого языка [↑]
Еврейский алфавит состоит из 22-х букв. Пять букв — КАФ, МЭМ, НУН, ПЭЙ И ЦАДИ — имеют так называемую «конечную форму». Эта форма употребляется в том случае, если буква стоит в конце слова.
Приведем алфавит иврита, включая печатные, письменные, а также конечные буквы:
22 еврейские буквы (верхний ряд),
а также их написание, принятое при письме в обычных письмах (письменные буквы)
Огласовки (никуд) [↑]
Все еврейские буквы, кроме двух «немых» — алеф и айн, означают согласные звуки. Под ними могут стоять огласовки, которые указывают на произносимый после них гласный звук (после букв алеф и айн произносится только этот гласный звук).
אָ — а (иногда о)
אַ — а
אֶ — э
אֵ — э (иногда эй)
אִ — и
אֻ — у
אְ — отсутствие звука или э
אֳ — о
אֲ — а
אֱֱּ — э
וּ — у
וֹ — о
Смысл еврейских букв и их числовое значение (гематрия) [↑]
Буквы еврейского алфавита хранят в себе сокровища мудрости и познания. Глубокий смысл имеют, в частности, их название и форма написания. Кроме того, у каждой буквы есть числовое значение — гематрия. Например, первой букве א «алеф» соответствует цифра 1, букве ב «бет» — 2, букве י «йуд» — 10, последней букве алфавита ת «тав» — 400. Сравнение гематрий разных слов может выявить связь между ними или объяснить их дополнительный смысл (такой подход широко используется, например, в Каббале).
Приведем одно из известных толкований смысла еврейских букв. Буква алеф (א) как бы состоит из двух йуд и соединяющей их вав. Гематрия этих букв равна численному значению четырехбуквенного Имени Вс-вышнего — 26. Сама же буква алеф имеет гематрию 1, что намекает на Единство Творца. Но почему рассказ о сотворении мира начинается именно с буквыב (бет) — в слове «берешит» — «в начале»? Мудрецы объясняют: «Потому что эта буква закрыта с трех сторон и открыта лишь спереди. Сама ее форма указывает на невозможность исследовать то, что выше и ниже, до и после — но только со дня сотворения мира и далее» (Берешит Раба, 1:10). Тора начинается с буквы бет, потому что Б-жественный источник существующей реальности, который символизирует буква א (алеф), недоступен нашему восприятию.
Еще один пример толкования еврейских букв см. в материалах нашего сайта, посвященных истории написания букв «каф», «мэм», «нун», «пэй» и «цадик». Современная форма этих букв свидетельствует о кардинальном изменении, пришедшем в мир после греха Первого человека — Адама.
Каждой букве в еврейском алфавите соответствует числовое значение — это и есть гематрия
Написание букв: «ктав иври», «ктав ашури», «ктав Раши» [↑]
Хотя святой язык (иврит) всегда оставался неизменным, написание его букв менялось. Существует мнение, что первоначальным письмом был так называемый шрифт ашури (ассирийский). Его сохранил основатель Ассириии Ашур, который не участвовал в строительстве Вавилонской башни — восстании людей против Б-га, в наказание за которое они были лишены знания святого языка. Евреи пользовались этим шрифтом вплоть до того момента, когда совершили грех поклонения Золотому тельцу. Таким письмом были начертаны Первые Скрижали, которые Моше (Моисей) получил на горе Синай во время Дарования Торы. Как известно, спускаясь с горы, он понял, что евреи изменили Вс-вышнему, и разбил Скрижали. Но, согласно Мидрашу, перед этим буквы начали исчезать, улетать с них. Вторые Скрижали, сделанные по приказанию Б-га самим Моше, были, по мнению некоторых комментаторов, написаны менее святым шрифтом — «шрифтом иври». (Каким шрифтом была записана Тора после ее Дарования — иври или ашури — у комментаторов существуют разные мнения).
«Шрифт иври» считается менее святым, чем т.н. «шрифт ашшури». Но именно «шрифтом иври» — были написаны заповеди на Вторых Скрижалях
Постепенно шрифт ашури стал забываться, и только после возвращения из вавилонского изгнания он был восстановлен Эзрой и пророками того поколения. Тогда же шрифт иври был сменен на шрифт ашури. Это и есть «квадратный шрифт», которым мы пользуемся до сих пор.
Разновидностью этого шрифта (с коронками наверху) пишут свитки Торы, отрывки («паршийот»), вкладываемые в тфилин, и мезузы (сокращенно СТАМ — Сэфер Тора, тфилин, мезуза). (Об истории шрифтов иври и ашури см. материалы сайта).
«Шрифт СТАМ» — буквы типа «ашшури», увенчанные коронками. Используется для написания свитков Торы, отрывков тфилин и мезуз
Начиная с эпохи Средних веков используется также так называемый «шрифт Раши», который был принят, в основном, в сефардских общинах. Им печатаются многие комментарии к святым текстам.