Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Из архива. Предупреждаю, текст огромен. На любителей. И на тех, которые постоянно спрашивают на уроках про Кабалу. Так что считайте моим ответом.
** **
1. Написано в Торе (Шмот 32:15-16): "И повернулся, и спустился Моше с горы – и две Скрижали Свидетельства в его руке… Эти Скрижали – деяние Всевышнего, а это письмо – письмо Всевышнего, высеченное на Скрижалях".
Для чего сказано, что письмо, запечатленное на Скрижалях, – письмо Всевышнего? Если для того, чтобы сообщить, что Сам Творец написал его, как поясняет Раши, то зачем здесь повтор ("письмо – письмо Всевышнего")? Не проще бы было написать – "Скрижали – дел рук Всевышнего, Его письмо, высеченное на Скрижалях"?
В тех же словах обнаруживаем еще одну трудность. Сначала сказано "письмо", а затем "высеченное". На иврите звучит так: михтав – написанное, писание; харут – знаки, высеченные или вырезанные на камне. Оба выражения отрицают друг друга. Если "написанный" – то не "высеченный". Если "высеченный" – то не "написанный". Надо бы выбрать что-то одно.
2. Объяснение, которое мы сейчас приведем, взято из комментария на трактат Агига (12а), составленного раби Элияу Гутмахером. Даты жизни 1796-1874. Известен под именем Грецер-ров, что означает, что он был раввином еврейской общины польского города Грец (по-польски Гроджиско, по-еврейски Грайдец), Познаньского воеводства. Указанный комментарий входит в большое виленское издание. В отрывке, который мы открыли, рассказывается, почему Моше разбил первые Скрижали. Причем рассказ начинается словами: "Заповедано (нам) найти смысл (этого деяния)". А еще точнее, сперва рав задает два вопроса, которыми мы начали свою статью, а затем пишет:
"В Гемаре читаем: "Если о пасхальной жертве, одной из заповедей Торы, сказано "никто из чужаков не будет ее есть", то здесь – когда речь идет обо всей Торе – разве можно было дать ее евреям, отказавшимся от нее (и соорудившим золотого тельца)?" [1]
Тем самым Гемара как бы оправдывает поведение Моше, разбившего Скрижали. Но как раз это утверждение и вызывает удивление у Грецер-рова: "А если бы они тут же сделали тшуву (исправились)? Как, собственно, и произошло: исправились и получили вторые Скрижали. Понятно, что и тогда (в час поклонения тельцу) они оставались еврейским народом, взявшим на себя обязательство соблюдать все заповеди Всевышнего. Это все равно как если бы перед свадьбой были составлены тнаим (условия, по которым между родителями двух сторон распределяются обязательства по первоначальному содержанию молодых), и вдруг одна из сторон это условия разрывает (уже после свадьбы)". Разве тем самым они освобождаются от обязательств?
3. Комментатор приводит в виде иллюстрации такой машаль (притчу) из Мидраша (Шмот Раба 46): "Один царь, женившись, написал жене ктубу (брачное обязательство) и передал ее на хранение свадебному свидетелю. Через некоторое время пошел нехороший слух о молодой царице. Что тот свидетель сделал? Пошел и разорвал ктубу. Потому что подумал: зачем позориться царю! Сделаю так, чтобы его жена оказалась вроде бы как не жена, а свободная женщина… Именно так и поступил Моше!!"
Вот на это и удивился Грецер-ров. Даже после того как Моше разбил Скрижали, разве было отменено то, что на них написано? Сказал же чуть позже Всевышний, согласившись по просьбе Моше простить евреев (32:34): "В день взыскания взыщу с них за их грех". И Раши пояснил слова Создателя: "Отныне, взыскивая с них за прегрешения, буду по частям взыскивать также и за этот грех. Так что в каждом наказании, приходящем на евреев в будущем, будет присутствовать часть наказания за грех тельца".
А раз так, то какое нам дело – был ли уничтожен документ или нет, раз по обязательству все равно приходится платить!
4. Есть еще одна трудность, которую надо решить. Как мог Моше, о котором сказано, что из живущих – ни тогда, ни в будущем – нет никого, кто сравнился бы с ним по скромности, – как мог такой скромный и выдержанный человек разбить Скрижали? Не он писал – не ему и разбивать! Любой из нас спросил бы сначала у Творца. Да и запрет существует на уничтожение любой записи святого имени Всевышнего. А тут Скрижали!
5. Но вот что написано в Мидраше (Ялкут Шимони на раздел Ки-Тиса). "Посмотрел Моше на Скрижали и увидел, что буквы с них улетают. И сбросил (Скрижали) с рук… С той поры принято на Небе решение, что отныне евреи будут учить Тору в страданиях, труде и походах (т.е. враги будут мешать ее учить, усваиваться она будет с трудом и ходить за ней придется далеко)… Но за те страдания, которые они примут, изучая Тору, наградит их Всевышний двойной наградой в будущем. Как сказано (Йешаяу 40:10): "Вот награда с Ним – и вознаграждение у Него". (Двойное повторение – награда и вознаграждение.)
Из этого отрывка следует ответ на вопрос, почему Моше разбил Скрижали.
Увидел пророк, что Скрижали остаются без букв (какой теперь смысл в Скрижалях?). И еще увидел, что Сам Всевышний решил те Скрижали отменить. И бросил их на землю.
Впрочем, этот ответ нельзя назвать полным. Ибо все еще не ясно, почему Всевышний, решив забрать буквы, потом все же дал евреям вторые Скрижали. Да и зачем Ему надо было забирать именно буквы?
6. Здесь и начинается пояснение рава из Греца.
Написано в Талмуде (трактат Мегила 2b): "Сказал раби Йирмеяу, а есть такие, что говорят – рав Хия бар Аба: пять букв выглядят – как сказано (пророками)".
Т.е. особое написание некоторых букв алфавита определено постановлением пророков прошедших поколений. Это стоящие на конце слова пять букв – замкнутая на себя, закрытая мэм и "прямые" нун, цади, пэй и каф.
Спрашивает Талмуд: "Но ведь уже указано самой Торой: "Вот заповеди, которые заповедал Всевышний (пророку) Моше для сыновей Израиля на горе Синай". Отсюда следует, что с тех пор не может ни один пророк ничего изменить. И еще: сказал рав Хисда: буквы мэм (конечная) и самех, что на Скрижалях, держались при помощи чуда?"
Тут речь идет о том, что буквы были не просто высечены на поверхности каждой Скрижали, но буквально прожжены насквозь – с одной плоскости до противоположной. Получается, что у двух букв – "закрытой" мэм и самех (обе они на письме – в виде кружков), внутренняя часть как бы висела в воздухе.
Интересно, что говорит Гемара после возражения рава Хисды. (А это именно возражение – на заявление, будто буква мэм получила свое "круглое" написание в силу постановления пророков. Если бы так решили пророки, то чуда бы не было. Чудо может прийти только, если начертание букв установлено Творцом[2].) Гемара говорит: "Сначала забыли, а потом вспомнили и постановили".
Т.е. ничего пророки от себя не постановляли: им это было запрещено Торой. Но такая форма у буквы мэм была изначально – от Всевышнего. Только об этом с поколениями забылось. Теперь пришли пророки и вспомнили, тем самым снова утвердив старую форму.
7. В этом рассказе Талмуда рав из Герца видит несколько трудностей. Во-первых, как могло случиться, что народ, в среде которого никогда не было неграмотных – ни взрослых, ни детей, – мог забыть начертания букв?
Во-вторых, да, действительно случались споры относительно той или иной заповеди. (Например, о тфилин спорили Раши и Рабену Там; в свое время шел спор о кашерности шофара и т.д.) Но никаких споров о написании букв никто никогда не вел! И если народ, а среди него мудрецы, что-то забывали, значит в том не было необходимости. А раз не было необходимости, зачем пророкам надо было восстанавливать забытое?
В-третьих, Гемара (словами раби Йирмея или рава Хии) не просто говорит о пяти "двойных" буквах, она их приводит в определенном порядке: мэм, нун, цади (на языке Торы – цадик), пэй, каф. Смотрите, отнюдь не так, как они идут в алеф-бэт. (Каф надо бы поставить первой, а пэй – перед цади.) Откуда такой порядок?
И последний вопрос: с какой целью пророки (пусть даже вспомнив забытое) постановили для этих букв особую форму в случае, когда они стоят на конце слов, но не в середине?
8. Известно, что буквами создан мир. Об этом много написано у наших мудрецов. Создан не просто звуками, сопровождающими произношение букв, но и самой их формой. Подобно тому как было два этапа в создании Адама (вначале он заполнил весь мир, потом получил размеры человека), так и буквы тоже прошли аналогичное изменение. В момент создания мира (а может, еще раньше) не было "открытой" мэм и не было "согнутых" каф, нун, пэй и цади. Все буквы стояли прямо. (Т.е. у пяти букв была форма, ныне принятая только в конечной позиции.)
Форма букв оказывает влияние на весь мир. Об этом сообщает Гемара (см. трактат Шабат 104а). Пока мэм была закрыта, мир не знал смерти (смерть на иврите – мавет, начинается с мэм). И, как результат отсутствия смерти, не было в мире страдания, ибо оно – производная от смерти. Нун тоже была прямой, что выражалось в том, что не было поражений и притеснений людей (нефила, падение, катастрофа, – буква нун). Прямой была буква пэй (рот на иврите – пэй), о которой сказано: "Когда в мире любима Тора – пэй открыта", т.е. речь у людей пряма и чиста. И если б ни грех человека – все любили бы Тору и ее мудрость, и не кривили бы рты (говоря плохое). То же самое о букве каф (на иврите – рука), вначале она не загибалась внутрь, как ныне: мир был задуман без жадности и ограниченности. Также не было при сотворении мира "согбенной" буквы цади (праведник = цадик). Это в наше время праведники – "под башмаком" у властей, окружения и обстоятельств.
Не было в букваре у Всевышнего этих букв – открытой мэм-смерти и "свернутых" нун, пэй, каф и цади. Но человек согрешил – и они появились.
9. Пришла в мир смерть. И сразу же открылась мэм, раскрыла свою пасть над всем живым.
Сказано было согрешившему человеку: "Проклята земля из-за тебя". (Раши поясняет, что много неприятностей для человека происходят из земли.) И тут же согнулась нун. Проявилась сила злодеев, которые до смерти притесняют остальных, опустивших голову и согнувших спину: бедняги живут, как бы постоянно падая (нун – нефила, падение).
Но больше всего досталось праведникам, цадикам. Они пригнулись под заботами и из-за поношений.
После чего было сказано: "Колючка и сорняк произрастут у тебя, будешь есть полевую траву". Т.е. уподобишься зверям. Чем отличается человек от зверей? Своей речью. Но как только согрешил ртом (вступив в разговор с носителем зла) – тут же потерял святость речи: искривилась буква пэй. И перестал отличаться от животных.
А в конце было сказано: "В поте своего лица будешь есть хлеб, пока не вернешься в землю", т.е. пока не умрешь. Трудным будет твое прокормление. Согнулась каф-рука, ничего не дает. Как поем мы в субботу о праведной женщине (Мишлей 31:20): "Свою руку протягивает она бедному". Так вот, теперь к людям не всегда будет протянута рука Всевышнего. А если и протянется, то получить из нее будет очень трудно – только в поте лица!
10. Кстати, мы только что выяснили, почему в Талмуде выбрана именно такая последовательность указанных букв, а не та, что принята в еврейской азбуке. Их порядок определяется последовательностью проклятий, полученных Адамом и его женой. До того все буквы были обычными, но после – открылась мэм, а остальные четыре – согнулись.
Как у человека было две стадии, две формы – сначала и потом, так и у букв проявляются разные формы – в согласии с состоянием мира.
11. В свете сказанного становится понятен и мидраш мудрецов (трактат Йерувин 54а; Мидраш Танхума): "Не читай (в указанном стихе Торы) харут, а читай хирут". Харут – вытесанный в камне, хирут – свобода, вольность. Толкуя эту фразу, разные мудрецы приводят разные объяснения: свобода от притеснения властей, свобода от смерти, свобода от страданий и т.д. Так вот, по мнению рава Гутмахера, все эти мнения не противоречат друг другу, а дополняют. Каким образом? Да самым очевидным. Из-за того, что Всевышний Сам написал те первые Скрижали, а не доверил эту работу рукам человека, пришел в мир целый комплекс свобод – от всех видов зла, появившихся после грехопадения Адама. Зло пришло вместе с проклятиями, когда "согнулись" буквы. Теперь они предстали на Скрижалях снова в "распрямленном" виде. Это и есть письмо Всевышнего.
Так, заодно, мы решили еще одну проблему – о том, почему в стихе приведена удвоенная форма: "письмо – письмо Всевышнего". Те письмена, которые на Скрижалях, не только начертаны Всевышним, но и взяты Им из Его же алфавита, нам не привычного, – вот что эта фраза означает. (Люди давно писали четырьмя "искривленными" буквами и открытой буквой мэм.)
Посмотрел Моше на Скрижали – а буквы на них прямые, мэм закрыта. Понял, что ушли из мира смерть и невзгоды. Но увидел, как евреи пляшут вокруг тельца, и опечалился, ибо смерть снова вернулась. Тут же не удержал, выронил…
12. После греха тельца снова в мир вернулись проклятия, сказанные Адаму, Хаве и их потомству. Без тех проклятий нельзя было выжить. Ибо, если б не они, не было бы наказания за грехи. А если бы не было наказания, то чем бы искупал свои проступки человек?
Теперь видно, почему после истории с тельцом Всевышний забрал Свой дар обратно. Буквы улетели со Скрижалей. Все буквы улетели – ибо не могли они оставаться без наших пяти букв в их первоначальной форме, как выглядели до греха Адама. Потому-то про вторые Скрижали не написано, как про первые – "письмо Всевышнего", а написано (34:1): "Вытеши себе две каменные Скрижали… и Я напишу на этих Скрижалях слова, что были на первых Скрижалях, которые ты разбил". Сказано – слова, но не буквы! Буквы, что были до Адама, уже не вернулись.
13. Написано (Теилим 82:6): "Сказал я: ангелы вы, все вы – сыновья Всевышнего. Но умрете, как человек…"
Автор стиха обращается к людям, утверждая, что они обладают высшей природой – бессмертием, безгрешием, святостью. Потому что однажды вернулись к состоянию того времени, когда четыре буквы были "прямыми", а мэм закрытой.
Но, вернувшись к этому состоянию, его же и утратили – после греха с тельцом. Потому и добавлено: однако умрете, как умирают смертные. И так будет во всех странах, где вам, евреи, предстоит поселиться.
Период, когда четыре буквы были согнуты, а мэм открыта, продолжался, начиная с получения вторых Скрижалей, очень долго. Причем другая форма букв не употреблялась – ни в конце слова, ни в середине. Все это напоминало период времени от Адама до получения Торы. И так продолжалось, пока окончательно не забылась первоначальная форма – четыре прямые буквы и закрытая мэм. Последним их видел в написанном виде Моше. У него на глазах они и отлетели. О них он поведал Аарону и прочим евреям. Но забылись те буквы! И восстанавливать их пришлось уже пророкам поздних поколений. Правда, восстановили они их лишь на концах слов…
14. К тому времени, когда весь народ соберется на своей земле, буквы восстановят форму "письма Всевышнего". Вернется и бывший порядок букв, нарушенный грехом первого человека. И будет возвращено все, что утрачено. Но происходить это будет поэтапно, постепенно. Назовем этапы.
Еще до окончательного возвращения евреев в Святую землю произойдет "оживление мертвых", тхият-аметим, - чтобы восставшие смогли прийти вместе с живыми со всех окраин мира и, как говорится, "не осталось после них (в тех краях) ничего, даже подковы от лошади". (А по мнению рава Илаи (см. трактат Ктубот 111а), восстание из мертвых произойдет уже в Израиле, куда соберутся все, даже мертвые.) И тогда опуститься йуд, что висит слева наверху в букве мэм, и перекроет пустое пространство в основании буквы. Станет мэм закрытой, как была до греха Адама. И будет она закрытой навечно – как в середине, так и в начале слова, а не только в его конце.
И дан этому удивительный намек в Танахе (Йешаяу 9:6): "Лемарбэ амисра, Для приумножения власти…" Посмотрите на первое слово: стоящая в середине слова мэм имеет закрытую форму!
Смысл таков: в эпоху собирания ВСЕХ евреев, когда укрепится власть Всевышнего на земле, т.е. когда Его все признают, исчезнет смерть. Потому и стоит мэм в списке наших пяти букв на первом месте: с нее начнется восстановление.
После собирания евреев разразится война Гога и Магога. И в это время исчезнут страдание и боль, рабство и поражение, - выпрямится буква нун.
После войны наступит период "исправления мира". Исчезнет проклятие: "в страданиях будете есть хлеб". Выпрямятся праведники-цадики, а с ними выпрямится буква цади.
Самое трудное время настанет, когда надо будет "освятить свой рот". Сколько больших людей, не знавших греха ни в мысли, ни в действии, пострадали из-за своей речи! Поэтому, чтобы достичь состояния, о котором сказано: "Весь твой народ – праведники", – придется пройти ряд исправлений: сначала разогнут спину праведники, потом исправят свою речь, затем выпрямится буква пэй. Это и будет означать, что исчезли все плохие человеческие качества!
И лишь тогда Всевышний снова раскроет людям Свою руку, которая до этих пор была закрыта – подобно согнутой букве каф. Вот какую картину будущего рисует Талмуд (трактат Ктубот 111b), комментируя стих Торы (Дварим 32:14) "И красную кровь винограда будешь пить":
"Сказали (мудрецы), что грядущий мир отличен от нашего. В этом мире мучаешься, собирая виноград и давя его (в давильне). В грядущем мире кладешь одну ягоду винограда в повозку или на лодку (вторая там не умещается), занимаешь ею угол дома – и хватает ее (на вино) большого кувшина…"
В указанном порядке следования букв каф потому и занимает последнее место, поскольку только после всех исправлений наступит эра благоденствия. Эра, подобная раннему периоду жизни первого человека.
15. Вот мы и ответили на все вопросы. Пять букв в своем первоначальном написании были забыты, потому что никогда не попадались на глаза людям, если не считать Адама до грехопадения и Моше в момент получения первых Скрижалей. Все остальные знали о тех буквах только со слов Адама и Моше. Но никто их не применял. Все пользовались на письме "открытым" мэм и "согнутыми" нун, цади, пэй и каф. Поэтому однажды про них окончательно забыли.
Но пришли пророки и предупредили народ о грядущем рассеянии, предсказав, что рассеяние когда-то завершится возвращением. При этом дали понять, что возвращение будет полным – вплоть до возврата к тому состоянию, что существовало до греха первого человека. Одним из намеков, данных пророками, было указание о пяти буквах, которые теперь получали две формы – обычную и в конце слов. Причем новую, непривычную людям форму (четыре "прямые" буквы и закрытая мэм) они установили для концов слов – ибо еще не наступило время отменить "согнутые" буквы и мэм открытую. Отменить их придет время в конце дней, на что намекает конец слов.
Об этом и говорит стих Танаха (Йешаяу 9:6): "Для умножения власти (Всевышнего) и для мира без конца". При чем тут "мир без конца"? При том, что уже были в нашей истории дни сильной власти – в правления царей Давида и Шломо. Но "умножение власти" будет наблюдаться только в эпоху Машиаха. Потому и использовал пророк в этом стихе закрытую мэм в середине слова. А закончил стих – "для бесконечного мира… отныне и навеки".
16. Теперь вспомним слова Мидраша о том, как Моше увидел улетающие со Скрижалей буквы. В тот момент понял пророк, что для народа снова начнутся бедствия и неприятности, ибо вместе со всеми улетели и наши пять букв, сила которых дает людям обладание благом, тем благом, что предшествовало изгнанию человека из сада Эден (рая). Но, чтобы поднять в читателе силу духа, Мидраш тут же добавляет: "С той поры принято на Небе решение, что отныне евреи будут учить Тору в страданиях, труде и походах… Но за те страдания, которые они примут, изучая Тору, наградит их Всевышний двойной наградой в будущем". Тогда вернется мир к былому совершенству, как и было задумано Всевышним в момент Творения. Да случится это скорее, уже в наши дни, амен!
[1] Извините за корявость перевода, но при таком изложении, как нам кажется, лучше ощущается аромат соприкосновения с древним текстом.
[2] Как это произошло с буквой самех.
Теги: Темы Торы