Темы: Ор ахаим, Недельная глава, Пожертвование, Цдака, Ваякель, Оцарот, Чтение для детей
«Возьмите от себя приношение Б-гу, каждый щедрый сердцем пусть даст приношение Б-гу» (35:5). Человеку, идущему собирать пожертвования, гаон раби Меир Варджани а-Коэн, один из мудрецов Джарбы, в книге «Маор Эйнаим» дает совет, как сделать так, чтобы его слова проникли в душу к слушающим, и чтобы те открыли перед ним свои сердца и карманы.
Для этого он сам должен показать личный пример и первым внести свои деньги. В Гмаре (Бава Батра 60 б) сказано: «Укрась себя, а затем украшай других». Ясный намек на это раби Меир Варджани находит во фразе из нашей недельной главы: «Возьмите от себя приношение Б-гу» — вы, собирающие милостыню, сначала возьмите ее от самих себя. Тогда уж точно «каждый щедрый сердцем даст приношение Б-гу».
В нашей главе мы учим о том, как весь народ — мужчины и женщины, простолюдины и князья общины — приносили свои дары для возведения скинии, обители для Шхины Всевышнего. Однако порядок фраз в Писании вызывает недоумение. Сначала — приношения женщин, их украшения: «И каждая женщина, мудрая сердцем, руками своими прядет и приносит пряжу». После этого «все женщины, которых побудило сердце в мудрости, пряли шерсть коз». И лишь в конце «князья принесли камни оникса и вставные камни для эфода и нагрудника». Сначала — приношения из козьей пряжи, а в конце — алмазы и драгоценные камни?!
Почему? На первый взгляд, алмазы должны были идти в этом списке первыми!
Автор комментария «Ор а-Хаим» ответил, что Писание перечисляет дары не по их номинальной стоимости, а по тому, насколько они были ценны для Творца. Ведь «Милосердный требует сердце», Он оценивает дары согласно тому, сколько сердца в них вложено!
Когда женщина отказывается от своих украшений, в этом проявляется все ее сердце! А пряжа из шерсти — это рукоделие, требующее труда и усилий. Лишь в конце упоминается дар, имеющий самую большую стоимость, но самый невзрачный с точки зрения сердца и чувств: князья принесли драгоценные камни из своего хранилища.
Все это о чем-то нам говорит. Мы должны понимать, как следует оценивать уровень блестящего ученика, отличившегося на экзамене, в сравнении с его товарищем-тугодумом, заслужившим среднюю оценку после недель работы и усилий (Майян а-Шавуа).
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе