Каждый год в «великий шаббат» гаон раби Йеуда Цигрон рассказывал в своем выступлении о событии, случившемся около 150 лет назад. Один еврей потерял имущество и обеднел. Каждый год он щедро жертвовал на «муку для Песаха» нищим в городе, а в этот год у него не было ничего даже для своей семьи. Завтра все жители придут в пекарню — каждый со своей мукой, чтобы печь мацу. А у него нет ни муки, ни денег.
Всю ночь его мучила бессоница, а утром он сказал себе: «Зачем мне страдать, видя, как другие пекут себе мацу? Если глаза не видят, то и сердце не беспокоится». И с этими словами покинул город.
Жена подумала, что он пошел принести муки, и поспешила занять место в очереди среди идущих в пекарню. И вот, настал ее черед. Гаон рав Яаков Натаф, следивший за кошерностью выпечки, спросил: «Где же мука?»
«Мой муж пошел купить», — ответила она.
«Возвращайся домой, — посоветовал рав, — быть может, он ждет тебя там».
Она повернула к дому и тут увидела посреди улицы золотой браслет. Вернулась к раву и показала ему находку.
Тот сказал: «Несомненно, этот браслет потерялся у одной из нееврейских знатных дам. Если найти ее, она, конечно же, будет рада дать тебе награду за помощь. Считай, что это подарок от Всевышнего к празднику. Поэтому я сразу дам тебе денег — купи муки для мацы».
Маца была выпечена, а к вечеру рав послал ей домой все необходимое к празднику. Тем временем ее муж бродил по горам за городом, усталый, голодный и удрученный. Прилег отдохнуть и стал думать о своем несчастье. Дом его пуст, а он пропадает в горах — куда теперь идти? Пока эти мысли бегали у него в уме, он вспомнил выступление рава на великий шаббат о том, что спасение, даруемое Б-гом, приходит в мгновение ока. Прошлого уже нет, а будущее еще не наступило, настоящее же — как одно мгновение. Так из-за чего тревожиться?
«В этом урок исхода из Египта, — сказал рав, — из тьмы к большому свету, из скорби к празднику. Нет места отчаянию, ибо в следующий миг все может измениться к лучшему».
Взбодренный, он встал и решил вернуться домой, возлагая свое бремя на Б-га. Войдя в дом, он увидел накрытый стол, а на нем — маца, вино и всякие блюда. В недоумении он спросил: «Жена моя, откуда все это?»
Она отозвалась: «Это подарок к празднику — от Всевышнего!» (Майян а-Моэд)
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе