«Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасает» (6:6). Правнук нашего учителя, гаона рава Йосефа Шалома Элияшева, был учеником старшей ешивы, и его выбрали стать помощником своего прадеда и прислуживать ему в утреннюю смену. Тот решил, что если уж нужно услужить раву утром, лучше провести всю ночь без сна. Рав Элияшев лег в постель, а юноша сидел за книгами. В два часа ночи рав встал, и правнук поспешил приготовить ему чашку кофе. Рав Элияшев погрузился в свою учебу, а правнук недалеко от него продолжал свою.
Настало время молиться Шахарит. Рав Элияшев оторвал голову от книг и увидел, что глаза юноши слипаются от недосыпания, и все его движения заторможены.
«В чем дело?» — спросил он.
«Я провел ночь без сна», — ответил парень.
«И что тебе это дало? — произнес учитель, — ты и ночью не учился, как следует, потому что был усталым. А уж днем у тебя тем более не останется сил. В итоге ты потерял и то, и другое. Я за всю жизнь ни разу не бодрствовал всю ночь напролет и ни разу не пропускал прием пищи».
И это правда: рав Элияшев ел мало и быстро и спал лишь в меру необходимости. Но все это делалось с точным расчетом.
Говорят, что когда душа поднимается на небо, ее спрашивают: «Установил ты себе время для Торы?» (Шаббат 31 а) Но рав Элияшев устанавливал время для сна и еды, а Торе уделял все остальное время.
Даже когда он находился в больнице из-за плохого самочувствия, он не отказывался от своего обычая вставать посреди ночи и учиться. Внук, который ему помогал, рассказывал, что когда рав готовился садиться за учебу в три часа ночи, он застегивал все пуговицы на больничной одежде. Только верхнюю у него не было сил застегнуть.
«Нельзя учиться в таком виде с расстегнутой пуговицей — это неуважение к Торе», — сказал наш учитель внуку и попросил застегнуть ему пуговицу.
Когда это было сделано, он принялся за учебу и просидел четыре часа подряд — с трех ночи до семи утра. На пуговицу у него не было сил, а на четыре часа учебы сила нашлась (Бархи Нафши).
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата