Наша недельная глава начинается с драматической сцены. Египетский вельможа (Йосеф) сообщает братьям, что собирается взять себе в рабы Биньямина, младшего сына Яакова, заподозренного в краже кубка. Йегуда активно протестует: «Не может отрок покинуть отца своего, если покинет отца своего — умрет» (Ваигаш 44:22).
Рабби Шломо Амсалем, один из крупнейших раввинов Марокко, трактовал этот стих так: отрок — это народ Израиля. Евреи не могут отказаться от своей веры и оставить Царя Небесного. В противном случае им грозит гибель, не дай Б-г.
Когда братья бросили «выскочку» Йосефа в яму, Тора отметила: «А яма пуста, нет там воды» (Берейшит 37:24). Согласно комментарию мудрецов, там, где нет воды, водятся змеи и скорпионы. Когда евреи забывают о живительных водах Торы, образовавшийся вакуум заполняют преступность, алкоголизм и разврат. Нет, не может отрок покинуть отца своего!..
После того, как Йосеф сообщил братьям, кем он является на самом деле, фараон пригласил всё семейство Яакова переехать в Египет: «Берите себе из земли Египетской повозки для ваших детей и для ваших жен, и возьмите отца вашего и приходите. И пусть ваш глаз не жалеет вашей утвари» (Ваигаш 45:20)
Обычно при переезде в другую страну люди тщательно пакуют вещи. Тарелки прокладывают тканью, чтобы они не разбились, вилки и ложки заворачивают в специальную бумагу. Сейчас же речь идет о семье, которая живет в страдающем от голода Ханаане, и времени на приготовления нет. Пока сыновья Яакова будут паковать глиняные кувшины, скот может умереть от голода. Это и имел в виду фараон — не жалейте утвари, оставьте ее в Ханаане и срочно переезжайте сюда.
Жила-была израильская семья. Двое братьев стали религиозными под влиянием семинаров движения «Арахим». Это чрезвычайно обрадовало их отца, еврея, придерживавшегося традиционного уклада жизни. Несколько десятилетий тому назад он отправил их в нерелигиозную школу. С благими, разумеется, намерениями, поскольку религиозная школа находилась далеко, а светская — буквально через дорогу. Но ее влияние оказалось решающим.
Когда речь идет о духовных материях, не надо «жалеть утварь» и руководстоваться такими критериями как расстояние от дома до учебного заведения. Это ничто по сравнению с многовековой еврейской традицией, ценностями Торы и наследием поколений, жизненно необходимым в деле воспитания наших с вами детей.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Яков Доктор
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Неизвестные исполнители
Рав Реувен Пятигорский