«И повторяйте их с сыновьями своими» (Ваэтханан, 7:6 )
Гаон, раби Иеуда Кравец, был магидом урока в малой ешиве в Иерушалаиме. Он заметил в своем классе атмосферу легкомыслия и стал думать о том, чтобы уволиться. Сказал он: невежд учить — заповедь. Даже злодей может вернуться к тшуве. Но насмешничество, «как щит, смазанный маслом — отталкивает всякое влияние». И несмотря на то, что в то время было не много ешив, и все должности, связанные с Торой были немногочисленны, отказался он сочетать свою работу с обманом, и сообщил, что в ближайшую субботу собирается провести в Тель Авиве, у родственников, а там зайдет к «Хазон Иш», благословенна память праведника, чтобы спросить, что делать дальше.
Понятно, что ученики были в большом напряжении. В пятницу он приехал в Тель Авив, оставил вещи у родственников и поехал в Бней Брак, изложить свои вопросы Хазон Ишу.
Спросил Хазон Иш: где находится ешива
Ответил он: «В Иерушалаиме»
«Ты приехал из Иерушалаима?» — спросил Хазон Иш.
Ответил он: «Нет, я в гостях у моих родственников в Тель Авиве, приехал к ним на субботу».
«Когда ты возвращаешься?» — поинтересовался Хазон Иш.
Ответил он: «В воскресенье утром, если будет на то воля Ашема».
«В таком случае, — сказал Хазон Иш, — приди сюда на исходе субботц».
Удивился он: почему нужно получить ответ на исходе субботы, разве нельзя ответить сейчас? Однако он не раздумывал над словами главы Исраэля и вернулся в Тель Авив.
В субботу он был вызван к Торе, как уважаемый гость. «Шестым», в главе «Ваэтханан». Этот выход начинается с чтения «Шма Исраэль». В это время в его голове промелькнула идея: он вспомнил, что слышал историю о Хафец Хаиме, благословенна память праведника, к которому пришел рав и спросил: ему предложили должность в рабануте уважаемой общины, и он сомневается, принять ли ее. Ответил Хафец Хаим: для уверенности пусть останется господин на субботу.
В субботу он получил выход к Торе, а когда вернулся на место, сказал ему Хафец Хаим: ты ведь слышал, как читали во время твоего выхода «от Ашема вышло это дело».
Своими ушами он слышал чтение этих слов, и показалось ему, что получил он ответ на свой вопрос.
На исходе субботы, вечером он поехал в Бней Брак к Хазон Ишу. Рассказал ему, что получил выход к Торе, когда читали отрывок «Шма Исраэль, а в нем слова: “И повторяйте их с сыновьями своими”. Объяснял Раши этот пасук: “сыновьями своими” — это твои ученики, так как ученики называются сыновьями.
И подумал рав: если бы у меня были легкомысленные сыновья, насмешники, стал ли я избавляться от отцовства отказался ли от попыток исправить их?…
Улыбнулся Хазон Иш: вот тебе ответ — так возвращайся к жизни и миру». (Мааян а-эмуна )
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.