Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Роли супругов, Быт семьи, Помощь мужа по хозяйству
Здравствуйте, у меня вопрос о денежных отношениях в семье. Ситуация такая: 10 лет в браке, несколько детей, я работаю на полную ставку (больше 50 часов в неделю) и полностью обеспечиваю семью. Муж помогает с детьми и ни на работу, ни на учебу не спешит, а только утверждает, что всё, что я зарабатываю, с точки зрения Галахи (еврейского Закона) принадлежит ему. О том, что написано в Ктубе, о своих обязанностях и слышать не хочет, мол, если я работаю и могу заработать на всех нас, он и не обязан мне ничего... Правда ли это??? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы в том, что, с точки зрения Галахи, обязательство Вашего мужа по Ктубе — заботиться о Вас материально — ничто (кроме Вашего добровольного отказа от такой заботы) не может отменить.
Тора наложила на мужчину очень серьезные материальные обязательства по отношению к семье, поэтому, чтобы у него не было ощущения, что женщина вышла за него только ради материального обеспечения, мудрецы постановили: в обмен на это материальное обеспечение — «маасэ йадэя лэ-баала», т. е. «то, что сделано ее (жены) руками, принадлежит мужу». Когда-то это означало, что женщина берет на себя ведение хозяйства и своими руками готовит, убирает, стирает, шьет и т. д., а мужчина пользуется всеми плодами ее труда. Если же она работает, то ее заработок принадлежит мужу.
Если же женщина зарабатывает много больше той суммы, которую муж может потратить на ее обеспечение, она по Галахе имеет право сказать: «Эйни низонэт вэ-эйни оса» («Я не принимаю от мужа материальное обеспечение и [поэтому] не работаю для него [в обмен на обеспечение]». С этого момента муж ее не содержит и она живет на свои средства. Всё это — если ее не устраивает уровень этого материального обеспечения.
Но, когда муж попросту отказывается обеспечивать какие-либо материальные нужды семьи, конечно же, он не может претендовать на «маасэ йадэя». То есть, он не может требовать от Вас отдавать зарплату ему, если он не берет на себя материальной ответственности за семью. И, если это то, что происходит на практике, то это никак нельзя обосновать Галахой.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Яков Доктор
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Неизвестные исполнители
Рав Реувен Пятигорский