Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Ицхак бар Шмуэль — Ри аЗакен

Дата смерти: прибл. 1190 г. (4950)
Период жизни: Ришоним

Раби Ицхак бар Шмуэль (Ри аЗакен; умер ок. 4950 /1190/ г.) — один из величайших баалей Тосафот (авторов Тосафот), глава поколения мудрецов Франции.

Его отец, р. Шмуэль, был сыном видного ученика Раши р. Симхи из Витри, а мать — внучкой Раши: дочерью ученика Раши р. Меира бар Шмуэля и родной сестрой величайших мудрецов поколения — Рашбама, Ривама и рабейну Тама.

Изучал Тору у братьев матери: сначала у Ривама, а после его смерти — у рабейну Тама в ешиве г. Рамерю.

Был секретарем рабейну Тама: помогал ему при составлении респонсов — развернутых ответов на сложные алахические вопросы, присылаемые главе поколения со всех концов еврейского мира.

После разрушительного погрома 4907 /1147/ года, когда тяжело раненный и ограбленный крестоносцами рабейну Там навсегда покинул Рамерю, р. Ицхак (Ри) некоторое время возглавлял осиротевшую ешиву. Затем ученики получили возможность продолжить занятия с рабейну Тамом в Труа, а Ри, перебравшись в небольшой городок Дампиер, основал там собственный дом учения. Вместе с тем, за решением наиболее сложных проблем он по-прежнему обращался к рабейну Таму, постоянно поддерживая с ним переписку, — Ри следовал алахическим решениям своего наставника, даже когда не разделял его точку зрения (Тосафот на Бейца 17б).

После смерти рабейну Тама, последовавшей в 4931 /1171/ году, Ри становится признанным главою мудрецов Франции.

Как и подобает подлинному еврейскому лидеру, Ри аЗакен отличался исключительной кротостью и благочестием. Рассказывается, что «он молился особенно долго и, когда все уже покидали синагогу, по-прежнему стоял, погруженный в молитву» (Тосафот на Брахот 6а). Он держал много постов (см. Тосафот на Авода зара 34а), а в Йом кипур постился два дня подряд — подобно тому, как в диаспоре отмечают по два дня каждый праздник (Менахот, ПискейТосафот 201).

Дом учения Ри в Дампиере стал творческой лабораторией, в которой закладывались основы будущего грандиозного сборника Тосафот — коллективного комментария на Вавилонский Талмуд. В отличие от Раши, комментарии которого, в первую очередь, были нацелены на глубокое понимание каждого фрагмента Талмуда в отдельности, авторы Тосафот постоянно держали в поле зрения все фрагменты и разделы Талмуда, устраняя кажущиеся противоречия и несоответствия между ними. Сохранилось свидетельство о том, как происходила эта работа в доме учения Ри: «Рядом с ним учились шестьдесят раввинов, …каждый из них отличался особым знанием одного из трактатов; вместе вслух они исследовали Талмуд» — и каждый помогал сопоставить изучаемый фрагмент с тем трактатом, в котором был специалистом, — «…до тех пор, пока не прояснялись все спорные и сомнительные места» (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами