Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Гомосексуализм

Почему находятся люди, причисляющие себя к иудеям, но склонные выделять геев из общей массы нарушителей Торы и оправдывать их действия некими факторами, которые якобы сильнее, чем сами геи?

Гомосексуализм обсуждается сейчас повсеместно, и не только в Америке, где штат за штатом признает однополые браки, но и в Израиле, где в Иерусалиме недавно состоялся «юбилейный» (десятый) «парад гордости». В Норвегии провели детский гей-фестиваль. ЛГБТ-сообщество, как это принято называть, а также все, что связано с борьбой за его попранные права — это настоящий тренд Рунета. И понятно, что современный культурный человек, который не чужд европейской культуры, не может негативно высказываться по вопросу легитимации ЛГБТ, потому что будет сразу изобличен и заклеймен как «гомофоб», а это сегодня не почетно.

В 18-й главе книги «Ваикра» (недельная глава «Ахарей мот») говорится о запрещенных половых связях. Вс-вышний предостерегает нас: «По деянию земли Мицраима, на которой вы проживали, не совершайте, и по деянию земли Кнаан, куда Я веду вас, не совершайте, и по законам их не поступайте».

Каковы эти деяния?

Тора перечисляет связи, запрещенные по признаку родства, потом запрещает мужчине сексуальные отношения с женщиной в состоянии «нида» [читайте подробнее в теме Законы семейной чистоты], а также с замужней женщиной. Потом Тора уходит от темы (на первый взгляд, совершенно неожиданно) и сообщает один из запретов, относящихся к области идолопоклонства: «И из потомков твоих не дай проводить Молеху, и не оскверни имени Б-га твоего. Я Г-сподь».

Очевидно, что с точки зрения Торы идолопоклонство и запрещенные половые связи вполне сопоставимы.

После этого Тора возвращается к основной теме — запрещенным связям: «И с мужчиною не ложись, как ложатся с женщиной; гнусно это. И ни с какой скотиной не ложись, чтобы чистоты лишиться через нее; и женщина не станет перед скотиной для совокупления; непотребство это».

Хафец Хаим («Краткая книга заповедей», заповеди «Не делай», 116) объясняет, что Тора не делает различия между активным и пассивным партнером.

Завершается глава 18 предостережениями: «Не оскверняйте себя всем этим, ибо всем этим оскверняли себя народы, которых Я прогоняю от вас. И нечистою стала земля, и взыскал Я за вину ее с нее, и исторгла земля обитателей своих. И соблюдайте вы законы Мои и правопорядки Мои, и не делайте [ничего] из всех этих гнусностей; ни уроженец, ни пришелец, проживающий среди вас. Ибо все эти гнусности делали люди земли, которые перед вами [были], и нечистою стала земля. И не исторгнет земля вас [за то], что ее нечистою делаете, как исторгла она народ, который перед вами [был]. Ибо всякий, кто будет делать [что-либо] из всех этих гнусностей, искоренятся души совершающие [это] из среды их народа. и соблюдайте Мною доверенное, чтобы не делать [ничего] из законов гнусных, как делали до вас, и не оскверните себя ими. — Я Господь, Б-г ваш».

Раши приводит объяснение «Сифра» (Сифра — это мидраш танаим), согласно которому слово «души» написано во множественном числе, чтобы научить нас, что Тора имеет в виду и мужчин, и женщин в одинаковой степени. И еще объясняет «Сифра» относительно последнего процитированного стиха: если оскверните себя, то Я не Б-г ваш, [ведь] вы сами устраняетесь [не желая следовать] за Мной. Что пользы Мне в вас? Ведь [тогда] вы заслуживаете истребления.

Поэтому сказано: «Я Господь, Б-г ваш».

Как мы видим, это не постановление мудрецов (хотя то, что исходит от мудрецов, тоже обязывает нас), а сама Тора, и позиция Вс-вышнего по вопросу о гомосексуализме четко изложена: в Торе однозначно сказано, что это гнусно и запрещено, а мудрецы, основываясь на полученных ими правилах толкования Торы, разъясняют отдельные детали запрета.

(Более того. В связи с главой «Ноах» мидраш говорит, что окончательное решение о потопе Б-г принял, когда люди узаконили мужеложство (до этого, несмотря на многие нарушения, включая и гомосексуализм, Всевышний воздерживался от такой суровой кары).

В светской науке высказываются различные мнения относительно природы гомосексуализма. Оценивается он тоже по-разному. Да-да, вопреки распространенному (и активно навязываемому) мнению есть те, кто не верит в его «нормальность» и врожденность. Чарльз Сакаридес (1922-2005), психиатр, глава дискуссионной комиссии Американской Ассоциации Психоаналитиков, ассоциированный член Британского Королевского Медицинского Общества, основатель Национальной Ассоциации Исследования и Терапии Гомосексуализма (NARTH), писал: «Как психоаналитики и психотерапевты, мы с успехом работаем с вынужденным гомосексуализмом и способны помочь человеку сменить гомосексуальную ориентацию на гетеросексуальную. Такое изменение было бы немыслимо, если бы была хоть какая-то правда в утверждениях, отстаивающих органическую, биологическую или наследственную природу гомосексуализма. И, наконец, нельзя назвать проявлением доброты по отношению к гомосексуалистам и их семьям какие бы то ни было попытки объяснить органикой нарушения психосексуального и эмоционального развития гомосексуалов».

Но даже если предположить, что Сакаридес и его единомышленники не правы, и гомосексуализм бывает врожденным, органическим, а лечить его бесполезно (да и вообще — корректировка ориентации это насилие над личностью, как утверждают правозащитники) — разве это может повлиять на нас и наше отношение к этому вопросу, когда у нас есть однозначный запрет Торы? Разве деяние, о котором Вс-вышний сказал, что «гнусно это», может считаться чем-то приемлемым? Почему находятся люди, причисляющие себя к иудеям, но склонные выделять геев из общей массы нарушителей Торы и оправдывать их действия некими факторами, которые якобы сильнее, чем сами геи?

Мудрецы учат нас, что Вс-вышний никогда не требует от человека невозможного. В Торе содержится много запретов, которые, почему-то, не вызывают у «продвинутой» части еврейского сообщества столь странного желания «облегчить» и заступиться. Например, Тора запретила мужчине связь с чужой женой. И все понимают, что не имеет значения, насколько сильна страсть — такая связь останется запрещенной. И осмелюсь предположить, что гомосексуализм, даже если он врожденный, от вышеприведенного запрета принципиально ничем не отличается, ведь даже борцы за «ЛГБТ-права» не берутся утверждать, что у гомосексуалистов влечение более сильное, чем у гетеросексуалов. А значит, его вполне можно контролировать.

И не только можно, но и нужно. Светский человек, для которого Тора — не более чем древний эпос, скажет, что особых проблем в таких отношениях нет, если, конечно, все по любви, или хотя бы по обоюдному желанию. Но соблюдающий еврей не может занимать такую позицию, потому что слова Торы ясны и однозначны: «И с женою ближнего твоего не ложись с [излиянием] семени, чистоты лишаясь через нее» (Ваикра 18:20).

Гомосексуализм запрещен не только евреям, но и другим народам, что явно следует из того, что Тора определяет его как гнусность, и упоминает его в списке запретов, ставших причиной изгнания племен Кнаана. И получается, что либо мы исходим из написанного в Торе, и тогда аргумент «по любви» не действует, либо Тора «утратила актуальность» и тогда разрешено все — не только гомосексуализм, но и другие проявления вседозволенности. Так живет современное человечество, и об этом сказал Хазон Иш, благословенна память о праведнике: «То, что у этих людей называется любовью, у нас называется “карет”».

Тем печальнее видеть, что сегодня появляются желающие натянуть Тору на либеральный дискурс и внедрить в нее лояльность к ЛГБТ, которая, как было объяснено выше, полностью ей противоречит. Я говорю не только о реформистах и консерваторах всех мастей, для которых давно уже не проблема сочетать браком однополую пару или назначить раввином представительницу ЛГБТсообщества — они давно объявили Тору литературным памятником и отказались от соблюдения ее заповедей, это вымирающий вид, эти люди не представляют особого интереса. Я не говорю о пяти с половиной «ортодоксальных иудеях»-геях, которые стали героями газетных публикаций после того, как определились (наконец-то!) за кого голосовать на выборах в Кнессет. Нет, я о тех, кто якобы верит в Б-жественное происхождение Торы, но на деле печется о приведении ее в соответствие с социокультурными трендами. В Амстердаме местная «ортодоксальная иудейская община» решила, что называется, «дать Вс-вышнему совет» и уволила главного раввина Голландии Арье Ралбага, подписавшего в числе многих других раввинов «Декларацию Торы», в которой была выражена официальная позиция «мира Торы» по вопросу о ЛГБТ: «Идея, что Вс-вышний создал человека, который не может найти счастья в любовных отношениях до тех пор, пока не нарушит запрет Писания, не может быть ни оправдана, ни принята. Мы должны создать атмосферу, в которой подросток (или любой человек) может свободно поговорить со своими родителями, раввином или наставником и получить в ответ любовь и сочувствие. Затем авторитетные лица могут направить тех, кто борется с влечением к лицам своего пола, на путь исцеления и преодоления их склонностей. Главное здесь — помнить, что эти люди являются, в первую очередь, невинными жертвами детских эмоциональных ран. Они заслуживают нашей полной любви, поддержки и поощрения в своей борьбе за исцеление».

Община голландской столицы поспешила дезавуировать своего раввина: «Подпись рава Ралбага может произвести впечатление, что община ортодоксальных иудеев Амстердама разделяет его взгляды. Это не соответствует действительности. В амстердамской общине иудеев рады гомосексуалистам». Формально причина увольнения главного раввина Нидерландов состоит даже не в том, что рав Арье Ралбаг подписался под каким-то документом в далекой Америке, а в том, что он сделал это «официально», с упоминанием своей должности. Но по сути, причина, конечно, не в этом, а в потере ориентиров и подмене понятий. Вопрос с восстановлением рава Ралбага в должности решался с привлечением Конференции европейских раввинов и на момент написания статьи окончательно, кажется, не решился.

Наш журнал читают разные люди. Какой аргумент, кроме запрета Торы, могу я привести, чтобы помочь светскому человеку понять, в чем наша проблема с геями? У нас нет «проблемы с геями». Все мы живем в светских государствах. Имея свое отношение к сексуальным меньшинствам, построенное на Торе, мы, тем не менее, не можем никому диктовать, как жить и с кем быть.

Но «борьба за права» сексуальных меньшинств воспринимается нами как пропаганда недопустимых вещей. Это именно пропаганда, рекламная кампания, выходящая далеко за рамки борьбы за право на «самоопределение».

Это попытка навязать людям новое понимание норм, изменить общество, объявить черное белым. В условиях распада и разрушения традиционных ценностей и институтов, будет удивительно, если у них не получится.

Ученые-футурологи утверждают, что институт семьи меняется и налицо тренд на дробление. Но поскольку одинокий европейский человек дроблению уже не подлежит, то и дробить дальше, похоже, некуда. Тем не менее, возврата к традиционной семье футурологи не ожидают. Они отмечают два новых тренда, первый из которых — это некая группа, которая воспитывает общих детей; а второй, который они называют «стая», предполагает появление в будущем семьи в виде квазиличности, когда все, включая детей, является общим, и ни один человек не контролирует единолично процессы, происходящие в группе.

Можно думать, однополые браки — важный шаг на пути к осуществлению этих прогнозов. Евреи понимают семью как священный союз мужчины и женщины, в котором супруги играют определенные, одинаково нужные и важные, но совершенно не одинаковые роли. Маараль из Праги объясняет, что мужчина — это «цура» (форма), а женщина — это «хомер» (материя): мужчина влияет, женщина принимает влияние. Так должно быть. А при однополом браке начинается игра в семью, с примеркой на себя несвойственных, чужих ролей.

Некоторые спросят: и как же нам быть, если у нас есть друзья нетрадиционной ориентации? С одной стороны, они не стыдятся того, что они такие, но с другой стороны, это же друзья и просто замечательные люди?! Рав Хаим Шмулевич (1902-1979), руководитель ешивы «Мир», обсуждает вопрос: как злодей и извращенец Билам мог быть пророком Вс-вышнего? Ответ такой: предназначение человека в этом мире состоит в том, чтобы соединить духовное и телесное, подчиняя второе первому. Только в процессе решения этой задачи и проявляется основной конфликт между духовным и телесным. Однако некоторые, и в том числе Билам, ничего не соединяют и существуют как бы в двух мирах, ни один из которых не «мешает» другому. Такие люди могут быть весьма талантливыми, умными, приятными, дружелюбными и т.д. Но свою высокую человеческую задачу они не выполняют, их животное начало не подчинено духовному и не контролируется им. Таким расщепленным людям остается лишь сублимировать нормальность через борьбу за ее официальное признание.

Поэтому нам остается любить, помогать, жалеть, приближать. Но никакой легитимации нет и быть не может.

P.S. Один из важнейших компонентов «правозащитной» практики ЛГБТ — мощные пиар-усилия и поиск неприятностей (потому что там, где неприятности, всегда все получается в плане пиара). В свое время организаторы гей-парада в Иерушалаиме добивались разрешения на проведение шествия с обязательным посещением Стены Плача. И хотя в итоге они маршировали по стадиону, мы, религиозные, проиграли, потому что в харедимных [религиозных] районах даже маленькие дети узнали, что существует такое явление.

Выводить материалы

Или-или

Рав Гавриэль Фельдман

Почему находятся люди, причисляющие себя к иудеям, но склонные выделять геев из общей массы нарушителей Торы и оправдывать их действия некими факторами, которые якобы сильнее, чем сами геи?

Ноах бен Лемех

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.

Как запомнить, что входит в категорию «разврат» по Торе?

Рав Бенцион Зильбер

Почему, перечисляя законы о запрещенных связях, Тора говорит большей частью о мужчине? Скотоложство — не разврат? А что? Какие запрещенные связи не являются родственными?

Я девушка, и мне нравятся парни… как бы…

Ципора Харитан

Я девушка, и мне нравятся девушки, как быть, если я хочу семью? Надо запретить себе думать и чувствовать? Носить маску «нормальной гетеросексуалки»? О чем мне разрешено думать? Как убить чувства? Как иудаизм смотрит на это?