Буддизм — это восточное философское учение, имеющее сотни миллионов последователей. Многие считают буддизм одной из мировых религий, несмотря на то, что это учение отрицает Б-га и существование души, и даже по словам самого создателя его, Будды, не является догматом. Суть буддизма состоит в том, чтобы, осознав, что причина страданий человека — в его желаниях, устранить эти желания при помощи особых духовных практик и достичь нирваны (просветления).
Оглавление
Общее в восточных учениях [↑]
«Религии» Востока появились как реакция на стремление человека найти путь к спасению и освобождению. Так, кропотливым трудом незаурядных личностей, были созданы воззрения буддизма, конфуцианства, даосизма и их многочисленных видоизменений и разветвлений, как то: дзэн-буддизм, джайнизм, синтоизм и тому подобные. Каждая из «религий» развила колоссальные учения о духовном строении мира и человека, разработала изощрённые и подробные методы духовной практики, исполненные величайшей человеческой мудрости. Но ни в одной из них не присутствует:
- Творец, ясно и строго требующий от человека осуществления той цели, для которой Он его и сотворил.
- Пророк, обращающийся к народу от имени Творца.
- Попытка доказать и отстаивать свою истинность, даже относительную. Принять учение или не принять — дело добровольное.
Духовную практику Востока придумали люди, поэтому она никак не может претендовать на абсолютную истинность. Кроме того, возникает вопрос, можно ли отнести то или иное учение к религии.
Религия или философия? [↑]
Буддизм считается религией множества народов Юго-Восточной Азии, особенно он распространен во Вьетнаме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Монголии, Мьянме, Бутане и Шри-Ланке. Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии, а оттуда распространился в другие страны Азии.
Первоначально буддизм не претендовал на то, чтобы называться религией, и в некоторых современных буддистских течениях и сейчас это учение является философским, а не религиозным — хотя бы потому, что оно не затрагивает тему Б-жественного. Иные же буддистские течения со временем приобрели черты язычества, начав культивировать поклонение Будде. Отношение иудаизма к язычеству однозначно и крайне отрицательно. «Да не будет у тебя других богов» — это вторая из десяти Синайских заповедей. Что же касается сходства и различия еврейской и буддистской истории, философии и этики — можно провести сравнение.
Зарождение буддистского учения [↑]
Буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама Сиддхартха. Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал, пока не постиг состояния радости и покоя, нирваны, а ум его стал отрешенным и светлым.
Учение и наследие под названием Тора было дано Творцом Вселенной на горе Синай всему еврейскому народу, с тем чтоб он нес свет Торы всем остальным народам мира.
Учение Будды и Тора [↑]
Будда понял, что жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх. Причины страданий — это зависть, жадность, похоть. Страдание можно прекратить: перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. Истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Его может (если захочет) пройти каждый для того, чтобы стать благородным осознанным, просветленным, человеком.
Иудаизм, несомненно, тоже рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», но также он проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Иудаизм утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей, с точки зрения Торы, — не что иное, как простой эгоизм.
Индуист Гаутама Сиддхартха, и после того, как стал Буддой, не отменил, а лишь иначе взглянул на традиционную веру индуистов в сансару (колесо земных перевоплощений всех живых существ) и карму (судьбу). По его мнению, судьба каждого человека — в его собственных руках: достигнув нирваны, он освобождается от кармы.
В качестве средства для духовного роста буддизм предлагает своим последователями идти по так называемому восьмеричному пути, который подразумевает постепенно от правильного мировоззрения дойти до правильного сосредоточия. На этом всё. Нирваной все заканчивается, дальше пути нет.
В буддизме со временем сложилось три основных направления: южный буддизм говорит лишь об индивидуальном духовном просветлении; северный проповедует помощь другим в их пути, а тантрический призывает достичь просветленного сознания при помощи йоги, медитации, чтения мантр и поклонения учителю-гуру.
Ни Б-га, ни души ни в одном из этих направлений нет. Для теории отрицания души даже есть особое слово — анатмавада. Б-га нет в буддистской философии ни в одной из его ипостасей — ни в качестве Творца, ни в качестве Царя, ни в каком-то ином. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. События, по мнению буддистов, возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания тоже нет: миров бесконечное множество.
Буддизм сфокусирован на том, что все вещи и существа взаимосвязаны, и с еврейской точки зрения это допустимо. Но для решения нашей собственной исторической задачи этого недостаточно, потому что наше предназначение призывает нас продвинуться дальше — наша работа состоит в демонстрации Источника и Причины, лежащих в основе единства мира.
Заповеди [↑]
В Торе, как известно, 613 заповедей, охватывающих весь жизненный цикл человека. Кроме заповедей Торы есть еще и законы, установленные мудрецами. По любому вопросу, касающемуся как закона, так и этики, можно получить ответ, базирующийся на Первоисточнике.
На вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» буддизм отвечает вполне адекватно: плохо — это убивать, лгать, красть, прелюбодействовать и употреблять «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак). Впрочем, на этом список запретов заканчивается: заповедей в буддизме всего пять. И кто дал эти заповеди, буддизм не объясняет, и объяснить не сможет, так как концепция Творца Мира буддизмом отвергается. Для них Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе.
Духовные практики [↑]
Духовные практики Востока впечатляют, но в перспективе поиска смысла жизни они оказываются бессмысленны. Если власть над своим телом превращается в самоцель, то, в конечном итоге, это ни к чему не приводит. Ведь все действия человека направлены не на альтруистичное выполнение Воли Творца, а на удовлетворение своих же эгоистичных желаний. Живя в уединении, можно добиться удивительных достижений в области контроля над телом, но от этого высокомерное Эго может только раздуться.
Соблюдать повеления и учить Тору по-настоящему, как Творец требует, гораздо сложнее, чем вся духовная практика Востока. Произносить мантры неизмеримо легче, чем сосредоточенно молиться каждый день.
Впрочем, медитация не чужда иудаизму. Но цель еврейской медитации — это достижение полной концентрации сознания, удаление посторонних мыслей, приведение мысли в гармонию и устремление ее к Творцу. Медитацией занимались такие великие люди, как, например, выдающийся знаток кабалы и наставник раби Абулафия и его последователи, а также один из самых знаменитых хасидских праведников раби Нахман из Бреслава.
У известного каббалиста и популяризатора иудаизма рава Арье Каплана есть несколько книг, посвященных этой теме: «Медитация и Библия»; «Медитация и Каббала»; «Еврейская медитация». Они написаны доступным языком, и прочитавший их может убедиться сам, что еврейская медитация является средством служения Вс-вышнему, тогда как буддистская медитация стремится лишь к власти над собственным телом.
Смысл жизни в буддизме и в иудаизме [↑]
Поставленная Буддой цель — освобождение человека от страдания — истина относительная, ведь это не более, чем мнение человека, пусть даже человека неординарного.
Телесные и душевные желания — это зло, которое надо подавить — так считают буддисты и, по-видимому, это вершина того, что человек может сам придумать. Иудаизм же предлагает совершенно другой путь и смысл человеческого существования. Телесные и душевные желания даны нам Вс-вышним как благо, поэтому их следует не подавлять, а силой разума направлять на Добро.
В мире нет зла самого по себе. Материальный мир, телесные желания, человеческое общество не являются злом, который надо подавлять или от которого надо устраняться, уходя в горы, леса и монастыри. Творец — абсолютное Добро, и от Него может исходить только Добро. Всё, что есть в мире, было сотворено для Добра, и только человеку, ради его свободного выбора, была дана возможность использовать всё и для зла. Это и составляет испытание человеку, чтобы он сам захотел свои приземлённые желания контролировать и направлять не на зло, а на Добро.
Только Творец может указать на цель Своего творения, «для чего жить», и требовать её реализации. Эта цель записана в Торе, сообщена через пророка Моше. Для её достижения Тора обязывает еврея соблюдать заповеди, цель которых — исправление человека. Только они ведут к истинному совершенству, а не то, что придумает себе человек.
Только Творец мог повелеть жить в мире материальном, но при этом строго блюсти границы его использования, предоставляя тем самым человеку возможность духовного совершенствования. Только Творцу дано определить, какую пропорцию духовного и материального мы должны выдерживать в жизни.
Буддизм, ставя своей целью нирвану, по сути, отвергает саму жизнь и презирает ее во имя небытия. Иудаизм же освящает жизнь и проявляет к ней глубокое уважение как к фактору осуществления моральных идей, служащих наибольшим украшением этого бытия. Тора гласит: «И соблюдайте Мои заветы и законы Мои, которые да исполняет человек и да жив будет ими» (Ваикра 18:5), а также: «Смотри, я предлагаю тебе ныне жизнь и добро, смерть и зло… а ты избери жизнь, дабы жили ты и твое потомство» (Дварим 30:15—19) и таким образом устанавливает совершенно особенный принцип, тесно связанный с высшими законами нравственности. Жизнь прямо отождествляется с Б-гом («ибо Он — твоя жизнь и долголетие»).
В буддизме у самой жизни нет цели. Жизнь сама по себе настолько необязательна, что лучше выйти из этого круговорота бед, болей и ошибок. Надо все видеть в истинном свете, — так утверждает буддизм.
Иудаизм возражает: хорошо, конечно, все видеть в свете истины, но еще важнее — не ошибаться в поступках. Виденье — средство, поступок — главное, так говорит Тора. Виденье — главное, поступок — следствие, так говорит Будда.
Еврей живет в мире людей. Буддист обитает в мире «правильных» идей и взглядов, в мире незамутненного и холодного сознания. Буддисту страшно быть. Поэтому он мечтает о нирване, то есть, по существу, стремится к смерти, небытию.
По Торе, от страсти не отказываются, страстью управляют, включая весь жар своего сердца в праведный поступок. Тора требует от человека не уйти от жизни со всеми ее проблемами и страстями, а вложить страсть в «духовный рост», то есть не уйти в сторону, а подняться наверх, возвыситься.
Тора — это традиция, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий. Иудаизм всегда отстаивал веру в Единого Б-га, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим. Иудаизм — это план жизни, идущий непосредственно от Б-га. Буддизм — это философское учение, созданное человеком и отрицающее Б-га.