Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Праздник Шавуот прошел, а тема осталась. Ведь то было лишь Вручение (Дарование) Торы, в то время как Получение Торы идет каждый день. В частности, об этом я уже писал в своем блоге на Толдот ровно три года назад. Теперь маленькое продолжение темы, позволите?
1. Итак, каждый знает, что все еврейские души стояли на Синае в момент Дарования Торы. Отсюда известный вопрос: моя душа стояла там и приняла Тору, но мне-то что с того? Почему я обязан выполнять то, за что поручилась моя душа? Ведь я и моя душа не одно и то же.
А если вы считаете, что одно и то же, все равно – есть возражение. Да это я стоял тогда у горы Синай и дал обещание соблюдать и изучать. Но у меня тогда был совсем другой ецер (или его вовсе не было) – а потому мое обещание можно считать безответственным (מקח טעות). И дело не в том, что мой нынешний ецер слишком крут и агрессивен, чтобы дать мне возможность быть евреем Торы. А в том, что я тогда подписался, не зная всех будущих обстоятельств, а следовательно, по закону, свободен от обещания.
2. Написано в Талмуде про Дарование Торы (Псахим 88b): "Сказал рав Йосеф: если бы не этот день, то на рынке полно людей с именем Йосеф". Понятно, что он имел в виду: если бы не Тора, которую я всю жизнь учу и соблюдаю, то ничем бы не отличался от прочих людей. Был бы "олигархом по имени Йосеф" или "профессором по имени Йосеф". Но все эти йосефы ничем не отличаются друг от друга, более того – все мало что значат в глазах Всевышнего. Ибо не для того Он их создал, чтобы они занимались будничными делами и забыли о своей духовной задаче. А я, рав Йосеф, ценен только тем – и ничем другим – что посвятил свою жизнь Торе. – Это отрывок из Талмуда.
Сколько людей добились многого – и славы, и денег, и почета – а потом сели учить Тору и вдруг признали, что только это занятие делает их по-настоящему счастливыми. – Это из опыта жизни.
Если придет ангел и спросит тебя: выбирай одно из двух: (1) или жизни без Торы – но с гарантированным грядущим миром, (2) или жизнь с Торой, – если ангел поставит тебя перед таким выбором, выбирай второе, поскольку лишь в Торе получишь награду в этом мире, а не только в будущем.
Другими словами, настоящее наслаждение и удовлетворение получает только изучающий Тору.
А остальные? Да, и у них есть радость и веселье, но они преходящи и оставляют после себя лишь горечь утраты. Чего нет с Торой: тот, кто ее учил и хоть сколько-нибудь выучил, тот это ценит все время – и только хочет "закрепить успех", т.е. учить дальше и не меньше. – Это из опыта жизни с евреями.
Вывод: награда в этом мире, настоящая награда есть только у того, кто учит Тору.
3. К известному раввину пришел богатый человек и принес весомые деньги тому на ешиву и для раздачи бедным. Спросил: ребе, получу ли я долю в грядущем мире? Рав громко ответил: в грядущем получишь, в грядущем получишь! А потом – уже тише – добавил: но если хочешь и в этом мире – то садись с нами и учись.
4. Раби Шалом Швадрон пишет в своей книге (קול חוצב, עמ' 349) о раввине, своем соседе по кварталу "Шаарей Хесед". Звали его рав Валк, он часто ездил в Америку, чтобы собирать средства на свою ешиву.
Однажды ему пришлось побывать в Чикаго, и там он дал драшу в Большой городской синагоге. На ней присутствовал местный богач по имени Ерахмиэль Вакслер. Он так воодушевился от слов рава Валка, который призывал евреев изучать Тору в лучших ешивах мира, что решил оставить свой бизнес и переехать в Эрец Исраэль. На что рав Валк заметил, что никого не призывает к переезду в Израиль, но если переезд связан именно с учебой – то это просто отлично.
Так Вакслер и сделал. Пока его дела устраивались (ведь нельзя в одночасье бросить многомиллионный бизнес, надо его с умом перевести в другую страну или оставить здесь, чтобы управлять им из Израиля), он съездил с сыном в Израиль, посетил Хеврон и решил оставить сына там. Сын – его звали Йехезкель – с удовольствием приступил к учебе.
Но тут разразился хевронский погром (да накажет Всевышний арабов, его развязавших) – и сын погиб.
Рав Валк так расстроился, что решил больше не заезжать в Чикаго в своих следующих поездках в Штаты – чтобы не показываться на глаза убитому горем отцу.
И вот однажды он повстречал Вакслера на улице в Бруклине. Тот бросился к нему с приветствием и спросил, почему он больше не показывается в Чикаго.
Израильский раввин сознался, что ему больно за то, что он стал нечаянной причиной гибели его сына.
На что отец вдруг горячо заявил: "Наоборот, ребе, наоборот!" [Я, когда прочитал до этого места, подумал: вот, еще один фанат Торы. Чему он может нас научить? Но читайте дальше!]
Он сказал: "Значит, так было решено на небе: мальчику отмерено только 16 лет жизни. И он при всех случаях умер бы именно в 16. Но что произошло? Не будь ешивы, не будь Торы (ндБ) – он бы умер, скажем, разбившись о фонарный столб на своей богатой машине, которую подарил ему отец. Так было с одним его бывшим приятелем. Или "от передозировки". Или от другого случая – все равно смерти ему было не избежать. А так он умер человеком!" [В этом месте я все еще не решил переводить вам этот отрывок. Но читаем дальше.]
Еще отец сказал раввину: "Ты не взял у меня сына. Нет, ты мне его дал – сделав студентом ешивы. Ты его спас!"
Это несколько успокоило рава Валка. Он вернулся в Израиль, и узнал следующее. [Источники отсылают к книге Зеева Гольда, который пишет, что видел известное в раввинских кругах письмо руководителя Хевронской ешивы раби Моше Мордехая Эпштейна.] Мальчик умер не сразу, его успели привести в больницу "Адаса" – и он прожил еще один день.
Его навестил чудом спасшийся от погрома рав Эпштейн.
Мальчик был без сознания, рав сел рядом, взял его руку в свою и заплакал.
Вдруг умирающий очнулся и сказал: "Арав, не надо плакать. Я благодарен ешиве и тебе за то, что учился Торе. Надо радоваться".
5. Прекрасно знаю, что на этот рассказ заявят противники Торы, скептики и ненавистники. Мне все равно! Слава Б-гу, у народа Израиля не перевелись герои!
Ибо, только тот жив, кто учит Тору. А остальные могут еще исправиться.))