Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Рав Йеуда на суде у рава Нахмана

Отложить Отложено

У всех Песах на дворе, а у меня Гемара на столе.

Конкретно, перед вами свободный пересказ листа из трактата Вавилонского Талмуда "Кидушин". Пересказ составлен летом 2002 года для сайта моего друга Сола Гольдшмидта. По-моему, он все еще не устарел, я про пересказ.

Titul

Лист 70: Как рав Йеуда пришел на суд рава Нахмана

Abstract

На этот раз Талмуд рассказывает историю, которую вообще нельзя прокомментировать. Вообще! Поэтому вы ее нигде не встретите – ни в одном сборнике историй из Талмуда. А тем более, по-русски. Исправляем несправедливость – и переводим вам эту историю. Причем в двух выпусках: в одном места не хватает.

Text

Рассказ из текущего листа Талмуда, который мы хотим вас предложить, настолько длинен, что ученики в ешивах не успевают изучить его за день. Потому дадим его в сокращениях, сопроводив, где надо, пояснениями, но без дидактики.

История приведена как иллюстрация к высказыванию Шмуэля, великого учителя древности: "Чем сам страдает, в том других винит". Т.е. недостаток, который присутствует в человеке, становится для него поводом, чтобы обвинить других. По-арамейски это звучит чуть короче: бемумо посель.

Итак, жил один человек в городе Неардеа. Оказавшись однажды в другом городе, Пумбедите, зашел он в мясную лавку. Сказал: "Дайте мне мяса".

Сказали ему: "Подожди, пока не возьмет слуга рава Йеуды бар Йехэзкэль". (Рав Йеуда был главой городской ешивы.)

Тот человек возмутился: "Что еще за Йеуда бар Швискэль, чтобы стоять передо мной!" (По-арамейски придуманная им кличка звучала как "пожиратель оленины", т.е. обжора.)

Передали это раву Йеуде, и тот отлучил выскочку от еврейской общины.

И еще пожаловались люди – что этот человек обзывает всех рабами. Тогда постановил рав Йеуда, чтобы все остальные тоже называли этого человека рабом. Так и стали поступать.

Наш "герой" обиделся и пошел с жалобой к раву Нахману. (Известнейший мудрец эпохи, главный раввин Неардеи, зять главы еврейской общины. Правда, рав Йеуда занимал пост повыше: как-никак руководитель самый известной ешивы за всю историю еврейского народа, это уже тогда понимали.)

Доставили раву Йеуде вызов в судейскую коллегию рава Нахмана.

Зашел рав Йеуда посоветоваться с равом Уной, надо ли идти по вызову. (Рав Уна – учитель всех мудрецов того периода.)

Тот сказал: "Идти ты не обязан, потому что твой статус выше. Но пойти стоит, чтобы уважить главу общины". Встал рав Йеуда и пошел…

Мы могли бы практически к каждому слову этой истории дописать пояснения: почему рав поверил доносу на нахала из мясной лавки; что такое отлучение; кем являлся человек, занимавший пост главы вавилонской общины; что такое понимание собственного статуса; что такое отказаться прийти в суд и пр. Но у нас нет времени: рав Йеуда уже стоит во дворе рава Нахмана!

Пришел рав Йеуда, смотрит, а рав Нахман мастерит перила на крыше. (Тора повелевает снабдить все крыши еврейских жилищ перилами, чтобы не было несчастных случаев. Поставить перила – важная заповедь!)

Сказал ему: "Разве не запрещено человеку, выбранному на высокую должность, заниматься черным трудом при всех?"

Ответил ему: "Так ведь это маленькие перильчики". (По-арамейски он употребил другое слово, но тоже не из лексикона учителей Торы.)

Сказал ему: "Так не говорят". Тот сказал: "Садись на стульце". Заметил ему: "И так не говорят"…

Промежуточные вопросы:

Встречались ли вам люди, которые в своих грехах любят обвинять других?

Используете ли вы исключительно нормативную лексику? Или, как рав Нахман, любите употреблять диковинные выражения?

Согласны ли вы с тем, что люди высокого общественного положения не должны заниматься черным трудом?

Titul

Окончание истории о том, как рав Йеуда побывал на суде у рава Нахмана

Abstract

Вторая часть запутанной истории. В конце приведены вопросы по "шведской системе" – для проверки знаний и развития сообразительности. Можете сразу начать с вопросов, но за результаты не ручаемся.

Text

Итак, рав Нахман предложил раву Йеуде присесть, когда тот явился по судебному вызову. Между ними произошел довольно странный обмен репликами, причем рав Нахман позволил себе употребление необычных слов, что каждый раз вызывало резкую реакцию со стороны собеседника.

(На самом деле раввины не просто обменивались репликами, а приводили в доказательства длинные высказывания из постановлений прошлых поколений, но у нас нет для того ни места, ни знаний… Так или иначе, опустим несколько фраз.)

Наконец, сказал рав Нахман (стоя на крыше?): "Сейчас моя дочь принесет гостю попить".

Сказал рав Йеуда: "Нельзя девушке появляться перед чужими". (Строгие нравы. Ныне такого не встретишь!)

Сказал: "Ну, тогда моя жена".

Ответил: "И это запрещено".

Спросил: "Тогда зачем рав пришел?"

Ответил рав Йеуда: "Вызван на суд".

Удивился: "Разве?"

Тот достал вызов и показал: "Вот вызов, а вот вызванный".

Сказал ему: "Ну, раз уважаемый раввин пришел, обсудим жалобу того человека, чтобы люди не думали, будто учителя потакают друг другу. Зачем надо было его отлучать?"

"Чтобы не оскорблял Тору!"

"А зачем по совету рава его теперь все кличут рабом?"

"Потому что сам зовет всех рабами. Да к тому же сказал мудрец Шмуэль: в чем сам виноват, в том других винит. Я проверил его родословную – он раб!"

"Откуда известно?"

"Я слышал, как он признался, что родом из дома Хасмонеев. Но известно, со слов Шмуэля, что всех потомков этого рода вырезал царь Ирод, когда сам был рабом. И остались в живых только рабы".

На это возразил рав Нахман: "Если бы мне это было известно до случая в мясной лавке, я бы поверил".

И тут появился еще один учитель, который до того 13 лет не приходил к раву Нахману.

Обратился к нему рав Йеуда: "Помнит ли уважаемый рав, что сказал мудрец Шмуэль, стоя одной ногой на берегу, а другой на пароме, когда собирался отплыть?"

"Помню, – ответил тот. – Шмуэль сказал, что, когда вырезал Ирод всех потомков рода Хасмонеев, осталась одна девушка, она поднялась на крышу дворца и прокричала на весь город: "Кто скажет, что он потомок нашего рода, знайте, что он – раб", – а затем бросилась вниз".

После этого разговора объявили судьи, что человек, затеявший скандал в мясной лавке, – раб.

В тот же день произошло в Неардее несколько разводов. (Видимо, не он один объявил себя потомком Хасмонеев.)

Когда рав Йеуда покидал город, вышло к нему множество народу, схватили камни и собрались его закидать. Он им сказал: "Пока я молчу; но если скажу, что узнал от Шмуэля, то все поймут, у кого из вас какая кровь". От обиды побросали они камни в реку, и вышла река из берегов.

Вот и вся история. А теперь ровно два вопроса. Ответы можете выбрать из предложенных вариантов.

1. Почему рав Нахман так странно разговаривал с равом Йеудой?

а. Чтобы посмеяться над заносчивостью последнего.

б. Чтобы дать ему возможность проявить себя знающим равом и тем снять напряжение.

в. Рав Нахман так вообще со всеми разговаривал и ничего в том странного не видел.

2. Почему люди, собиравшиеся закидать рава Йеуду камнями, отказались от своей затеи?

а. Стыдно стало.

б. Сообразили, что время Линча еще не пришло, надо подождать.

в. Решили, что лучше оставить его в покое, а то действительно, не оберешься шума с родословными.

 

Теги: Талмуд, Мудрецы