Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Тем, кто любит логически мыслить
Пособие для обсуждения
1) Беременная Ривка, понимая, что с ней происходит что-то не совсем обычное, обратилась за разъяснением к Всевышнему. Читаем (Берешит 25): "Боролись сыновья в ее животе. Сказала она: если так, то зачем я? И пошла спросить у Всевышнего. Сказал ей Всевышний: два народа в твоем животе…"
На последний стих Раши замечает, что спросила она не впрямую у Творца, а через пророка (указывается, что им был Шем, сын Ноаха).
2) Есть еще одно место, где комментатор сообщает нам, что Ривка снова что-то узнает от Всевышнего, но уже не через пророка, а в своем прямом пророчестве. Читаем про Эсава, что, как только он узнал, что Яаков, младший брат, буквально украл у него браху, которую их отец Ицхак приготовил для Эсава, он тут же "сказал в своем сердце" (т.е. не при людях), что убьет Яакова, как только умрет их отец. Об этом его намерении, как видим, никто не знал – кроме Всевышнего. И тут же написано (там же 27:42): "И были эти слова Эсава пересказаны Ривке…" Кто пересказал, если никто не знал (ведь они были произнесены "в сердце")? Сам Всевышний и пересказал[1]!
Вопрос 1: В чем разница между двумя состояниями Ривки, если в эпизоде (1) она получает информацию через пророка[2], а в эпизоде (2) она сама выступает в роли пророчицы?[3]
3) Отслужив у Лавана много лет, Яаков возвращался домой, "отяжеленный семьей и стадами". Рахель, еще до ухода от отца, украла у того терафим (арамейских божков-идолов). Яаков об этом не знал. Лаван бросился в погоню. Догнав, обратился с обвиняющей речью (там же 31): "Есть у меня возможность причинить вам зло. Но Всевышний вашего отца сказал мне вчера вечером: остерегись – не говори Яакову ничего хорошего или плохого. И вот, если ты ушел… то зачем украл моих богов?"
Вопрос 2: По словам самого Лавана, Всевышний запретил говорить с Яаковом как в дружелюбном тоне, так и обвиняя его. Тогда почему он его обвиняет?[4]
Вопрос 3: Слова обвинения выглядят так, будто Лаван уверен в виновности Яакова. Да и Яаков, судя по его ответу[5], не убеждает его в противном, а предлагает устроить обыск в лагере[6]. Но на чем строится уверенность Лавана?
Вопрос 4: Какова связь между эпизодами (1) и (2) и эпизодом (3)? Уточнение вопроса: какое общее правило работает в трех эпизодах[7]?
* *
После всех мыслимых обсуждений можно приступать к чтению ответов.
а) Пока Эсав пребывал в чреве матери, Всевышний не хотел говорить с ней! Подобное свойство у явления, которое известно нам как пророчество, мы могли бы выучить из сцены расставания Авраама с Лотом: все время пока Лот находился вблизи от брата своего отца, Всевышний ни разу не показывался тому в видениях. И лишь Лот ушел в сторону Сдома, как пророчество снова снизошло на Авраама. То же самое и с Яковом, жившим в доме Лавана, далеко не самого праведного человека на земле.
Эсав жил внутри Ривки. Поэтому Всевышний говорил с ней через других людей. Но когда Эсав родился, Всевышний вступил с ней в прямой диалог.
б) В речи Лавана, обращенной в адрес Яакова, содержится утверждение: у меня имеется прямое доказательство того, что тобой украдены мои терафим. Ибо если не украдены, то почему именно ко мне обратился Всевышний? Ведь мог бы явиться тебе и сказать: Яков, не бойся тестя! Но не явился и не сказал. Почему не явился? Потому что в настоящий момент – хочешь ты или не хочешь, но придется признать – у тебя в стане есть объекты идолопоклонства. Вот их-то я как раз и ищу!
Вывод: Всевышний не вступает в прямой контакт с тем, кто находится рядом с нечистотой[8].
Для наших обыденных нужд этот вывод можно сформулировать так: если в чьем-то "доме пахнет воровством", там нет и не может быть Всевышнего, а значит, нет брахи и удачи. Вернее, удача может прийти, но только временно, т.е. для того, чтобы человек поднялся в своем ослеплении – а потом резко упал, расшибся, пропал (не про нас будет сказано). И это касается не только воровства как такового, но и любого прегрешения: если человек обижает слабых, издевается над людьми (ндБ), мучает их, оскорбляет или высмеивает или даже применяет физическую силу – рядом с таким человеком нет Того, Кто является источником Добра. Он оставлен, он покинут, он непременно пропадет. Уф!
Попутный вопрос. А как же диалог Всевышнего со злодеем Биламом[9]? И почему Всевышний разговаривал с фараоном и царем Авимелехом, на предмет Сары и Ривки, взятых этими монархами в те дни, когда их мужья заявили, что они – всего лишь братья этим женщинам?
Попытайтесь самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Возможно, так происходило только тогда, когда ни Билам, ни фараон с Авимелехом не занимались идолопоклонством[10]. Но не исключено, что причина заключается в различиях между двумя видами пророчества. Одно дело, когда Всевышний передает сообщение, адресованное другим людям. Тогда Он может выбрать в качестве рупора и человека, погрязшего в ритуальной нечистоте. Но когда Он хочет сообщить что-то самому человеку[11], Он устанавливает контакт, только если реципиент находится в состоянии чистоты. Впрочем, мы не настаиваем на правильности этих предположений. Обсудите их сами, дополнив своими.
И еще один, не самый важный, но вполне практический вывод: если жаждешь близости к Творцу, то сначала удались от злодеев!
По материалам книги "Кэрем хэмед"
раби Йеуды Лейба Рабиновича,
ученика знаменитого рава из Чебани
[1] То же самое написано у Раши.
[2] Определение: пророк – это тот, к кому Всевышний обращается без посредников.
[3] Подсказка: обратите внимание на окружение Ривки в обоих эпизодах.
[4] Подсказка: он его не обвиняет; а делает что-то другое. Что именно? В рамках этого нового вопроса (какова внутренняя логика речи Лавана?) – новая подсказка: сообщение Лавана можно разбить на две части: (1) – "Всевышний говорил со мной"; (2) – "вот что Он мне сказал". Формально Лаван нарушил вторую часть. Но что скрыто в первой части? (Имеется в виду сам факт обращения к нему Всевышнего.)
Косвенное замечание. Существует комментарий, согласно которому Лаван так понял слова Всевышнего: не говори ему ни хорошо, ни плохо. Т.е. говорить запрещается. Но делать разрешено! Поэтому догоняет Лаван Яакова и заявляет: смотри, я могу сделать тебе плохо (и сила у меня есть, и разрешение от Всевышнего). Но я не хочу. Не потому, что Творец запретил, а по зову сердца… Как видим, Лаван стремился выглядеть пристойно даже в глазах людей, которые его хорошо знали. Не полный, получается, злодей.
[5] Ушел – потому что боялся, что отнимешь у меня своих дочерей. А если у кого найдешь божков – тот да умрет!
[6] Это уже после неудачных поисков Лавана его зять осмелел и заявил: "в чем мой грех?"
[7] Подсказку ищите в сообщении самого Лавана о том, что к нему обратился Всевышний. Обратите внимание: а к Яакову Он не обратился. Почему?
[8] Имеется в виду ритуальная нечистота, тума. Все объекты поклонения идолам (авода зара) нечисты.
[9] Билам вообще постоянно, как можно понять из Торы, вступал в разговоры с Творцом.
[10] С фараоном это предположение (свара) кажется натяжкой. Ведь он объявлял себя богом Египта, а значит, являлся объектом идолопоклонства.
[11] Ривке: в твоем чреве два народа. Лавану: ничего не делай Яакову.
Теги: Драша