Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Продолжение фразы: "Чем опозорить другого при всех".
Учим это у Тамар, невестки Йеуды. Но сначала три короткие истории.
Общий мотив такой. Вы думаете, что просто нельзя обижать человека при людях? Верно. Но иногда надо постараться не столько не обидеть (это само собой), а не дать человеку испытать стыд, который может прийти в силу ситуации, а не наших неких недопустимых (ндБ) действий или слов.
** **
14. Раби Шмуэль Магид, известнейший праведник и талмудист своей эпохи. Он был судьей в том месте, где жил, давал уроки Торы, воспитывал учеников, помогал людям – а заодно выполнял работу как служитель синагоги: подметал пол, разжигал печь зимой, готовил свечи. И не потому он все это делал, что денег не хватало (хотя жил очень и очень не богато), а чтобы помочь людям.
И вот, однажды он пришел в синагогу рано утром. Кстати сказать, стояла жуткая зима. И стал разжигать печь – чтобы успеть к молитве.
Дрова были напрочь мокрыми, никак не загорались. Поэтому он обложил их ветками и бумагами, стад раздувать, сунул голову в печь. Дует со всей мочи.
В это время пришел один молящийся, увидел смешную картину: из печи торчит спина человека, подошел и в шутку стукнул того по спине ниже пояса.
Рав Шмуэль сразу понял, что тот ужасно расстроится, когда увидит, кого шлепнул. Поэтому не стал доставать голову из печи. Тут дрова и вспыхнули. Но он продолжал так стоять – пока "шутник" не ушел. Только потом достал обгорелую голову.
Сказал ученикам: сегодня на себе понял, что означают слова: "Лучше быть брошенным в печь".
** **
12. Раввин из Лисы, раби Яаков Любербойм, один из руководителей своего поколения, великий ученый и не менее великий праведник.
Однажды он посетил город Никольсбург, где раввином был тогда раби Мордехай Банет, личность вообще историческая, мы о нем много рассказываем – и учимся буквально по каждой истории из его жизни. Причем, заметьте, он не всегда бывает главным положительным героем той или иной истории. Впрочем, читайте дальше.
Итак, раву Любербойму предложили сказать субботнюю драшу – и он провел урок при большом стечении народу.
Вдруг рав Банет при всех задает трудный вопрос, сославшись на Вавилонский Талмуд. Дескать, на такой-то странице такого-то трактата написано прямо противоположное тому, что только что сказал уважаемый рав.
И рав Любербойм не нашел что ответить. Причем сделал вид, будто слегка обиделся на вопрос – немного, но достаточно, чтобы люди заметили его якобы смущение.
После урока рав Банет попросил у него прощения за трудный вопрос, – и тот его простил, но все видели, что он все еще в легкой обиде.
Когда гость уезжал, рав Банет организовал его проводы на вокзале, куда пришли почтить учителя много народа. Там он снова попросил прощения.
Уже стоя буквально в тамбуре вагона, рав Любербойм пригласил его подняться на ступеньки, чтобы никто не услышал, и объяснил: твой вопрос обсуждается в Иерусалимском Талмуде на такой-то странице. И мнение, предложенное мудрецами Вавилонского Талмуда, там опровергается. Скажу тебе, что мне показалось, будто ты эту страницу Иерусалимского Талмуда на минуту забыл, поэтому я не стал тебе отвечать, чтобы не опозорить тебя перед твоими учениками.
После отъезда рава раввин Банет на большом уроке при всех признал свою ошибку.
** **
16. Саба из Слободки, раби Натан Цви Финкель.
Однажды он взялся вести общую молитву в минху, чего обычно не делал. Все удивились. Особенно, когда он стал заикаться, останавливаться, с трудом произносить слова. Люди начали переглядываться: что случилось с нашим равом? Забывает слова – ему приходится подсказывать. О мелодии и говорить нечего, читает так, будто впервые видит текст.
Потому выяснилось, что за день до этого один еврей, который был обязан произносить молитву при всех (есть такого рода обязанность) – прочел ее плохо, тоже заикался и т.д., – и все над ним смеялись.
Чтобы показать ему, что даже рав делает подобные ошибки, и ничего тут постыдного нет, – взялся рав произносить молитву при всех и тоже заикался и мямлил слова так, что многие стали улыбаться.
Вывод. Облегчить страдания человека, который стыдиться при всех, – это тоже выполнение заповеди "не оскорблять другого при всех".
** **
Вы заметили номера в начале каждой истории? Это номера рассказов-иллюстраций с видео-урока "Публичное оскорбление", который был прочитан перед камерой в студии Толдот ровно три года назад, день в день. Недельный раздел "Ваешев". (Всего там таких историй ровно 19.)
Что касается Тамар, в связи с которой говорят приведенную фразу про печь, – думаю, все ее знают.
А за конспективность изложения, как всегда, прошу прощения. У меня есть причина – радостная и извиняющая. Старшая наша дочь родила мальчика (не первого) – сБ – и теперь вся их семья переехала к нам – ибо таков обычай: с рождением детей молодая семья едет в дом родителей мамы, чтобы было кому помочь. А детей у них хватит на две спальни (чтобы были здоровы!).
А еще у нас вечером в субботу будет сБп шалом-захор, если вы знаете, что это такое (а если не знаете, то все равно будет). И поэтому к нам приезжают все наши сыновья и остальные замужние дочери – с семьями. Так что в субботу у нас за столом – ура! – ныне будут сидеть все. Ну, и гости, конечно. И вам того же желаю.
Теги: Недельная глава, Мусар, Видео-урок, Личное