Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Костер зависти

Отложить Отложено

Эпизод из жизни выдающегося талмудиста и учителя Торы, раби Авраама Ицхака Глика[1]. (По книге "Беэр Ицхак" на трактат Гитин.)

Рассказ о том, к каким печальным последствиям может привести зависть, когда один человек с трудом переживает успех другого. Не знаю, что в результате получится на бумаге (вернее, моем экране), – но сейчас напишу то, о чем устно поведал на днях – на уроке цикла "Еврейского поведения".

(Может, это рассказ для детей? Понятия не имею.)

Итак, в городе, где жил и учился маленький Авраам-Ицхак (а он всегда учился, пока жил), проживал некий мудрец Торы (это о нем шла такая слава, будто он мудрец Торы, что было близко к истине, но не совсем истиной, о чем и пойдет наш рассказ).

И хотел тот мудрец, чтобы его сыновья – рождения которых он ждал – тоже стали большими учеными Торы. Так что, когда они у него родились – два сына с перерывом в год, он дал им имена выдающихся учителей той эпохи. И все по этим именам поняли, чего он хочет.

Короче говоря, решил он сделать все от него зависящее, чтобы они стали выдающимися мудрецами. А от него зависело много – учить их с детства, не пропуская ни дня, как заведено в домах больших раввинов

И надо признать, они оказались весьма способными детьми, много выше среднего уровня, – так что их успехи были видны всем с самого раннего возраста. Но в том-то и дело, что отцу нужны были успехи не "выше среднего", а самые выдающиеся. Он спал и видел их руководителями поколения. Дескать, было много признанных авторитетов в нашем народе – но тут в одной семье появятся сразу двое – и оба гении, талмудисты и, конечно, праведники.

Время шло, первый этап детства закончился, отец послал их в ту же ешиву, где раньше учился сам, – самую большую и прославленную в их городе. (Заметим, что ешивы тогда были платными. Даже не просто платными, а очень дорогими. Так что не любой семье были по карману. И посылали туда только самых умных и многообещающих детей.)

И все бы хорошо, да только в той же ешиве учился юный Авраам-Ицхак Глик, а его успехи были сверх-впечатляющими. Правда, был он весьма скромным мальчиком и никому не лез в глаза. Но все в ешиве знали и видели, что он не отрывается от книг – и всегда готов ответить на любой вопрос учителя.

Да, но отец наших двух мальчиков мечтал о великом будущем не для Авраама-Ицхака, а для своих чад. Представьте себе его чувства, когда он, часто посещая ребе той ешивы, слышал из него похвалу лишь в адрес Авраама-Ицхака. Где любовь и ожидания запредельны, там уже не любовь правит человеческим сердцем, а совсем другие инстинкты.

Короче говоря, отцу от тех разговоров с ребе было плохо. Он стал ненавидеть юного Глика. Не мог слышать его имени. Ему чудилось, что именно успехи этого неизвестно откуда взявшегося гения мешают развитию и росту его сыновей. Отец решил: "Этот мальчишка подавляет моих детей – потому что учитель вечно его хвалит".

И вот он поговорил с ребе, предложив тому поменьше при всех упоминать имя Авраама-Ицхака – чтобы другие не стали ему завидовать.

Ребе согласился. Почему не прислушаться к словам опытного и мудрого человека, с мнением которого в городке все считаются?

Так прошло полгода. Дети привыкли, что при них ничего не говорят про успехи Авраама-Ицхака, а тот как всегда сидел ниже травы, тише воды – и учился.

Но этого было мало отцу двух сыновей.

Довел себя до такой степени расстройства, что не находил себе покоя ни днем ни ночью. Пока не разработал план.

В очередной раз пришел к ребе и сказал, что давно наблюдает за Авраамом-Ицхаком. К сожалению надо признать, что тот уже не так силен, как обещал в детстве. И дело тут совсем не в его голове, которая, слава Б., варит, а в слабом здоровье. Мальчик просто не справляется с напряженной учебой.

Так он поговорил с ребе раз и второй. Пока тот не поверил в вымысел.

Итак, что именно советует уважаемый рав сделать с этим физически слабым ребенком?

Уважаемый рав взял и посоветовал: у мальчика нет сил учить Талмуд. Поэтому пусть зубрит в классе молитвы, простые отрывки Торы, один-два несложных закона в день – с него хватит. Но как только приходит час изучения Гемары, надо отсылать его на улицу. Чтобы дышал свежим воздухом.

Ребе так и делал. Мальчик безропотно покидал класс перед уроком Гемары.

Заметил отец мальчика – человек простодушный, – что ребенок печален. В чем дело? Оказалось, что по просьбе учителя он давно пропускает уроки Гемары.

Пришел удрученный реб Глюк к ребе – и тот объяснил, что мальчик резко сдал. Ему не под силу учить Гемару. Более того, даже стоит подумать о том, чтобы совсем забрать из ешивы. Пусть овладеет профессией – большого мудреца, к сожалению, из него не получится.

Глюк расстроился необыкновенно – потому что считал сына способным мальчиком. Пошел поговорить с уважаемыми людьми. Те давали ему разные советы. И вот, он вышел на отца двух сыновей.

Тот с высоты своего авторитета объяснил – что можно не забирать Авраама-Ицхака из ешивы – зачем такие резкие движения! Хотя сама учеба в ешиве требует больших денег. Но готова ли на это семья, если уже видно, что большого раввина из того не получится. Да и маленького раввина тоже. Но если они стоят на своем – то пусть поучится еще годок – а там можно принять окончательное решение.

Так и сделали. Собрались ждать год.

Но тут ребе уволился (переехал в другой город? умер? занялся бизнесом? например, утками стал торговать?) – и на его место прибыл новый учитель.

Он сразу заметил, что один из самых ярких учеников выходит из класса перед уроком Гемары. Спросил, в чем дело. Тот сказал, что так постановил бывший ребе – да и отец с ним согласился.

Спросил новый ребе других детей. Дети ответили, что у мальчика Глика слабая голова – он все вроде бы понимает, но устает и перетруждается. Пусть отдыхает.

Так и шло некоторое время. Пока однажды новый учитель не заметил, что Авраам-Ицхак не уходит домой во время урока Гемары, а сидит под окном и внимательно слушает.

Спросил его материал, пройденный в тот день, мальчик блестяще ответил.

И тогда ребе решил проявить инициативу. Пусть у ребенка слабое здоровье – но с ним можно заниматься индивидуально, в щадящем режиме. Что и предложил отцу и самому мальчику. Те согласились. Так и стали делать. Ребенок ходил целый месяц после уроков к ребе домой – и там они учились. Сначала полчаса за раз. Потом час. Потом ребе вошел во вкус – и стал проводить с учеником целые вечера за раскрытыми томами Талмуда.

Одним словом, результаты эксперимента превзошли ожидания. Уже к бар-мицве мальчик превзошел и учителя, и других учителей ешивы – да и всех мудрых людей того городка.

Потом семья Гликов переехала в другой город. И пошла слава об учености раби Авраама-Ицхака Глика по всем общинам[2].

И дошла она до того городка. И все в городке об этом узнали. В том числе и отец двух сыновей, которым, по его надеждам, надо было вырасти гордостью и надеждой Израиля.

Да только к тому времени его сыновья уже оставили изучение Торы и стали один – владельцем конной фермы, а второй – простым сельским подрядчиком.

Понятно, их отец, как только услышал о славе раввина Глика, расстроился – поскольку понял, что поступил с мальчиком не по закону. И когда тот приехал в их город – первый бросился его встречать, в слезах стал просить прощение, сделал тшуву.

А ведь мог загубить талант на корню.

** **

Но сколько есть случаев, когда таланты на самом деле губили на корню! Что тому было причиной? Обычная человеческая зависть. Вывод: сами избегайте этого страшного чувства и среди других не сейте его. Как не сеять? А вот как: каждый раз, когда что-то делаем, смотрим – не приведет ли это к чужой зависти. И как только такую возможность обнаруживаем – моментально начинаем думать, как скорректировать свои действия. Каждый раз – исходя из необходимости и наших сил.

** **

История была рассказана на уроке из нескончаемого цикла "Еврейское поведение". Урок назвался "Не разжигайте зависть в других", или еще как-то, точно не помню. А во время урока приходили вопросы от аудитории – и некто Иван спросил: в чем корень зависти? И я ответил. А ответ тут напишу:

Завидуют, когда считают, что мир не совсем справедлив: у него есть, а у меня нет. Ему Творец дал, а нас обделил. Ему везет, а нас преследуют неудачи в то время, как, дай нам возможность, мы тоже развернемся ой-ой-ой, знай наших.

Мир несправедлив, а поэтому хорошо бы, чтобы и у нас было то, что есть у них. Это первая фаза. Вторая: а если не будет у нас, то и у него пусть пропадет. И если с этой мыслью жить долгое время – то она сожжет все внутри завистника, уничтожит напалмом его силы и потенции, оставит одно пепелище. А дальше начнется уже одна ненависть. Т.е. смерть (нонбс).

Итак, в основе пожара – недоверие к Творцу. Безверие. Т.е. игра в идолы.

Пусть нас минет эта беда!

** **

Перед тем как отослать сыновей в Египет за хлебом, сказал им Яаков (Берешит 42:1): "Зачем показываете себя?"

(В некоторых переводах почему-то написано: "зачем перемигиваетесь?" – Ничего неправильней и несуразней не видел.)

Талмуд (трактат Таанит) поясняет: зачем показываете другим, что вы сыты? Ведь это породит зависть. Поэтому прекратите сеять зависть в других людях.

Так Израиль-Яаков научил своих сыновей. И поскольку мы сыновья Израиля – то и нас с вами.

 

 


 

[1] 1826 – 1909. Венгрия.

 

[2] Его практически с юного возраста приглашали раввинствовать во многие места. Но он отказывался. Пока не случилось у него одно происшествие. А именно: чтобы прокормиться, он с отцом занялись каким-то подрядом по выращиванию или перепродаже льна. Вложили все деньги в огромную партию товара. Но тут отец, закурив, неудачно бросил горящую спичку на землю. Лен загорелся – и весь сгорел! Посмотрел юный Глик на полное разорение и понял, что это знак с небес: не будет ему успеха в бизнесе, а надо возвращаться к Талмуду. В конце концов, согласился на какую-то раввинскую должность.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел