Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18

Про рава Яакова Каменецкого

Отложить Отложено

Мы люди простые. Встретился я на днях с раби Йосефом Каменецким, руководителем московской ешивы "Оалей Яаков", что на Покровке[1].

Кроме прочих дел поговорили и о его знаменитом дедушке, раби Яакове Каменецком. Говорю: я о нем много рассказов собрал, некоторые опубликованы (в русском варианте из разных сборников), другие пересказаны для видео (на уроках цикла "Евре-поведение").

Он спрашивает: что за рассказы? перескажи, мне интересно.

А я кроме одного-двух и не помню. Поэтому, как только вернулся в Страну (сегодня утром), сразу полез в архив и нашел их. Один из них привожу вам. Взят, кстати, с урока на раздел Эмор ("Не участвуй в спорах"). Так что самая ложка к обеду.

**  **

Однажды раву Каменецкому, в ту пору уже известнейшему раввину, рассказали про семью, где было очень много дочерей, – и вот, буквально на днях, наконец родился мальчик.

Надо делать брис-милу. Известно, что в таких случаях сандаком[2] приглашают дедушку.

Но в том-то и проблема. Мальчик был первым внуком у обоих дедушек. И оба дедушки хотели быть сандаком. Неудобно говорить, но они на эту тему даже немного поссорились. Вплоть до того, что каждый заявил, что, если не получит эту роль, он не придет на обряд обрезания.

Что делать? Вроде, безвыходная ситуация.

И вот, рав Каменецкий спросил их: а если я буду сандаком – вы согласитесь?

Те выждали паузу, посмотрели друг на друга, делать нечего – и согласились. Как не согласиться, если сандаком на брис-миле твоего внука будет один из руководителей поколения!

И он поехал на брис-милу.

Да, забыл сказать, что в ту пору раву Каменецкому было больше 90 лет – а выезжать надо было рано утром, поскольку дорога предстояла неблизкая – из Монси в Бруклин.

И он поехал. Только чтобы не дать разгореться ссоре между двумя евреями.

**  **

Ладно, так и быть. Приведу еще несколько коротких эссе про этого раввина. В лапидарном жанре "На одной ноге".

Известно, что раби Яаков Каменецкий обычно говорил: каждого еврейского ребенка надо воспитывать так, будто в будущем он станет пророком уровня Моше, нашего учителя.

И если вы спросите, откуда это следует, отвечу, что великий Рамо написал на Шульхан-Арух: запрещено отдавать еврейского ребенка нееврейской кормилице, если можно достать еврейскую кормилицу.

А на вопрос "какая связь?" даю ссылку на статью, где посреди длинного текста приведено объяснение связи между воспитательным моментом и еврейской кормилицей. Неевреям советую не читать.

**  **

Еще короткая заметка. Отвращение к неправде у раби Яакова Каменецкого было столь глубоким, что, как свидетельствовали его близкие, с тех пор как он стал понимать этот мир (с трех лет, что ли?), он не сказал ни слова неправды.

Когда его спрашивали (и это вполне легитимный вопрос), в силу каких качеств он получил от неба долгие годы жизни, он отвечал: ни разу я не сказал неправды.

Однажды в хейдере его ударил по щеке ребе, решивший, что маленький Янкеле соврал. Всю жизнь рав Каменецкий недоумевал, как тот мог такое подумать.

В молодые годы его призвали в русскую армию. Он приехал и предъявил повестку, а на ней его собственной рукой была написана фамилия в искаженном виде[3]. Так или иначе, офицер обвинил его в том, что он прибыл на пункт сбора на день раньше срока да еще под чужим именем – чтобы выдать себя за другого и тем самым избежать призыва. Дело грозило закончиться судом. Но рав Каменецкий – хотя у него была тысяча отговорок – сказал, что он не способен на ложь.

Так и сказал: я никогда не лгу.

Офицер посмотрел ему в глаза – и сказал, что верит ему.

Можете ли вы сказать про себя, что любой русский офицер как посмотрит в ваши глаза – тут же поверит? Не знаю, как вы, а я про себя так сказать не могу.((

(С урока "Стремление к правде".)

**  **

Про него написано, что, когда он произносил спасибо, – было видно, что делает это не формально – а всеми своими 248 органами (рамах). Понятно, что это словесный оборот. Но в случае рава Каменецкого именно так все и происходило – он благодарил от самых глубин своего сердца.

Однажды некий еврей подвез его до места, где устраивалось большое раввинское собрание. Рав Каменецкий вышел из машины – и увидел другого раввина, своего знакомого. Они разговорились. Когда рав оглянулся, то увидел, что шофер уехал.

Ой, если б вы видели, как он расстроился! Из-за того, что не успел поблагодарить его.

Стал разыскивать номер телефона того шофера – и не успокоился, пока не нашел и не поблагодарил.

Отвечайте. Вы способны разыскивать шофера, чтобы сказать ему спасибо? Про себя скажу: раньше и не искал бы, а теперь попробую, б/н, иначе зачем я пишу и рассказываю эти тексты?

(С урока "Спасибо".)

**  **

И еще у меня есть миллион рассказов про этого замечательного раввина. Но что-то я устал с дороги – пойду-ка, отдохну.

Москвичи, раву Йосефу Каменецкому передавайте от меня привет, договорились? И скажите, что про его знаменитого дедушку написана длиннющая статья на Толдот. Вот эта самая. Спасибо.

 


 

[1] Ой, сейчас там весна, листики зеленеют, теплая гроза прямо на меня упала (это когда я на Девятую роту приехал на урок для горских. Чудо-ешива!) А у нас в Стране как из дому ни выйдешь – все лето да лето.

 

[2] Тот, кто держит ребенка во время обрезания.

 

[3] По-русски – Каменецкий. (От города Каменец-Литовский.) Но на иврите и даже по-английски пишут через юд: Каминецкий. Очевидная ошибка ж.

Теги: Недельный раздел, Видеоурок