Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Много их в Торе.
Самый известный — в этой недельной главе: брит мила — обрезание. Само-то обрезание обозначается в данном контексте словом мила, но полное название включает слово брит. Которое в одних изданиях переводится как «союз», в других — как «завет».
Что такое союз? Это когда кто-то с кем-то объединяется. Например, очень свободные республики в нерушимый Советский Союз. Или уже потом западные страны в Европейский союз.
Но тогда вопрос: с кем именно тут союз при обрезании? Авраама и его потомков с Б-гом? Но как же можно с Ним объединиться? Можно с Ним сблизиться, но все-таки единство подразумевает некую равноценность, а ее быть не может.
Но дело в том, что слово брит также несет в себе значение «договор». Не просто объединиться — стать едиными, а сойтись вместе для какого-то дела, скрепив этот союз принятием взаимных обязательств.
Поэтому «союзники» обычно не едины во всем, а именно в общей цели, например, победе над общим врагом. Тот же СССР был союзником Англии и США во время войны, вовсе не будучи единым с ними, а только вступив в антигитлеровскую коалицию. И в отношении самого Авраама сказано, что местные кнаанеи — Анер, Эшколь и Мамре — с которыми он никак родниться не собирался, были его баалей брит — «союзниками».
Значит, в «союзе обрезания» Авраам обязывался его делать (причем не просто делать само физическое обрезание, но добиваться духовной полноценности, которую оно символизирует), а Б-г обязывался сохранять особые отношения с Авраамом и его потомками, сделать их Своим избранным народом.
Хорошо. Но, во-первых, это скорее просто договор, нежели какое-то единство. Даже если можно говорить об особой близости евреев к Б-гу, все-таки что они с Ним делают вместе? В чем их «коалиция»? А то похоже больше на чисто торговую сделку, которую два бизнесмена или продавец и покупатель проворачивают один раз: ты мне то, я тебе это. Каждый получил, что хотел, и до свидания. Да, тут на более постоянной основе: евреи всегда делают обрезание, а Б-г всегда о них заботится. Но все равно, это обмен, а не распределение ролей в одном деле. Действия в противоположных направлениях, от одного к другому, а не вместе в одном направлении.
А во-вторых, зачем вообще Б-гу входить в какой-то договор? Ведь люди обычно входят для того, чтобы связать себя обязательствами, которые придется выполнять, хотя и трудно, не хочется, в чем-то противоречит личным интересам, но все-таки правильно. А Б-г в любом случае поступит правильно, и зачем Ему связывать Себя договором? Да и Он всемогущий и ничего никому не должен.
Наконец, этим бритом с Авраамом бы и ограничиться: особым союзом, договором или чем-то-таким между Б-гом и евреями. Но этих бритов, если поизучать Тору, оказывается очень много! Придется пройтись и объяснить… Итак,
Точнее, поплыли. Ибо начинаем с Ноаха в предыдущей главе. Повелевая ему построить ковчег и спастись в нем от Потопа, Б-г говорит (Берешит 6:18): «И установлю Мой союз с тобой; и войдешь в ковчег ты и твои сыновья, и твоя жена и жены твоих сыновей… И от всего живого, от всякой плоти, по два…». То есть Б-г обязался спасти Ноаха с семьей и животными от Потопа.
А тут в чем союз? Тут просто обязательство Б-га что-то сделать. Поэтому рав Гирш и поясняет, что брит — это обещание, но такое, какое Б-г в любом случае выполнит. А то обычно Его обещания могут быть и не выполнены, если люди из-за своих грехов перестанут заслуживать обещанное. Но брит — это обещание, которое Б-г выполнит даже в таком случае.
Понятно: хотя мир в целом заслужил уничтожения, какое-то продолжение должно быть, поэтому Ноах, даже если он не абсолютно праведный, а только относительно, в любом случае должен выжить. А то если не Ноах, то кто? Но почему союз?
Дальше: после Потопа Б-г говорит Ноаху (там же 9:11-13): «И установлю Я союз Мой с вами, и не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет больше потопа… Мою радугу дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мной и землей».
Радуга — знак союза, как обрезание. Но сам союз — что не будет больше потопа. Но это, опять же, обещание Б-га Ноаху, да и всему миру. Почему же союз? Что, Б-г тут объединяется со всем миром? Что-то делают вместе? И что обязан делать со своей стороны мир? Ведь, наоборот, в отличие от допотопного мира, который, когда заслужил, был смыт Потопом, отстроенный мир получил обещание Б-га быть сохраненным, даже если заслужит Потоп! Получается, наоборот, миру тут дается большая поблажка! Да и непонятно: почему действительно должно быть так? Ведь кто-то может подумать, что теперь можно грешить, как угодно, ибо такого Потопа уже не будет.
Далее — уже в этой главе, но еще не обрезание — брит бейн а-бетарим. «Союз меж рассеченных частей». То есть Б-г велел Аврааму рассечь животных пополам, а затем пройти между этими частями — ему и «дымящейся печи, и пылающему огню», представляющему Б-га. Как поясняет Раши (там же 15:10), так было принято заключать договоры: обеим сторонам проходить между такими частями рассеченных животных.
О чем договор? О том, что Б-г даст Землю Израиля в наследие Аврааму и его потомкам. Опять же, обещание. Но Авраам что должен делать? И что делают вместе?
Дальше — больше. В конце длинного описания проклятий, которые ждут евреев в случае нарушения Торы, Б-г говорит: «И вспомню Мой союз [с] Яаковом, а также Мой союз [с] Ицхаком, а также Мой союз [с] Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра 26:42). Так обычно переводится этот стих, но все-таки оригинал довольно странный: ве-захарти эт брити Яаков — буквально «И вспомню Сой союз Яаков» — без «с». Как отмечает ряд комментаторов, создается впечатление, будто речь идет не о союзе с Яаковом, а о самом Яакове: он сам называется «Моим союзом». Или «Мой союз» называется «Яаковом». Что бы это значило?
А вот еще один «Мой союз» — после того, как Пинхас совершил героический поступок — убил Зимри, вождя колена Шимона, который своими греховными отношениями с мидьянской принцессой Козби вызвал гнев Б-га и мор евреев. Пинхас не побоялся убить виновника, в результате чего мор прекратился. И Б-г наградил его (Бемидбар 25:12-13): «Поэтому скажи ему: вот я даю ему Свой союз мира. И будет ему и его потомству вечным союзом богослужения». Тут два выражения «союза»: один — «мир», другой — священнослужение, то есть Пинхас стал коэном. И не только он сам, но и будущие первосвященники в основном происходили от него.
Здесь тоже некоторые комментаторы отмечают, что сам «Мой союз» называется «мир». Но что это значит? Простой смысл — Пинхас, убив влиятельного вождя колена, рискнул тем, что ему пожелают отомстить многочисленные родные и близкие убитого, поэтому Б-г лично обещает ему мир в этом плане, пусть не тревожится. Но какой при этом союз или договор? Что со своей стороны должен делать Пинхас — помимо того, что уже сделал — или что они делают вместе с Б-гом?
Наконец, есть еще один, особый тип: не просто брит, а брит мелах — «союз соли».
«И всякую жертву твоего хлебного приношения соли солью, и не оставь без соли, союза Б-га твоего…» (Ваикра 2:13). То есть всякое приношение надо солить (мудрецы выводят, что не только хлебное). Но при этом речь идет не просто о такой обязанности, а о «союзе соли». Это еще что?
Одно из объяснений — когда Б-г «отделил верхние воды от нижних» во второй день творения, нижние воды стали недовольны своим низким положением (что бы это ни значило), и Б-г им обещал, что из них будет возноситься на жертвеннике соль. То есть здесь брит — очередное обещание. Но другие комментаторы и здесь замечают, что речь, похоже, идет не о союзе с солью, а о союзе, само название или сущность которого — соль. В чем же тут соль?
А вот еще одна соль, уже в отношении коаним — Аарона и его потомков (Бемидбар 18:19): «Все возношения святынь, какие вознесут сыны Израиля Г-споду, дал Я тебе и сынам твоим, и дочерям… Вечный союз соли это перед Г-сподом тебе и твоему потомству…»
Здесь идет речь о матнот кеуна — дарах, которые предписано давать коаним: и трума, и разные другие взносы. Ибо коаним занимаются духовным трудом: выполняют служение в Храме, преподают народу Тору, а земледелием не занимаются, земли в наделы им не дали, поэтому им должны обеспечивать пропитание остальные евреи в обмен за их услуги в духовной сфере.
Здесь может просматриваться договор: они остальным евреям — духовность, а те им — пропитание. Но какой союз — и уж причем тут соль?
Среди различных объяснений всего этого интересно то, которое дает рав Цви Мекленбург, главный раввин Кенигсберга в 19 веке, в своей книге «А-ктав ве-а-кабала».
По его словам, корень слова брит (ברית) — это бара (ברה), на котором базируется и слово брера (ברירה) — выбор, отбор.
В этом общий знаменатель. Так или иначе, происходит следующее: выбирается/отбирается нечто из общей массы и возносится над ней. Как человек, которого выбрали лидером или отобрали в сборную.
Союз или договор — это когда две стороны выбирают из множества дел конкретные, в которых они будут партнерами. И не просто выбирают, но как бы возносят эти дела перед остальным миром, демонстрируя: вот, в этом мы будем вместе. Как рабочий и колхозница вместе возносят свои серп и молот.
Неслучайно договоры часто заключаются публично, пред всем честным народом, как, например, сейчас договоры о нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран. Вот, в этом мы теперь едины, в этом мы партнеры, чтобы всем было известно.
Поэтому столь часто брит сопровождается знаком, чуть ли не идентичным ему самому: обрезание, радуга — и преподносится со словом «вот». Дело не просто в партнерстве или договоре, а в том, что это возносится и делается публичным, чтобы все видели.
И понятно официальное значение другого варианта перевода брит — «завет» — торжественный обет или договор. Торжественное действие — это не простое, а с приподнятостью, возвышенностью. С целью не просто сделать, но произвести впечатление, чтобы познали, прочувствовали, запомнили.
А соль?
Соль, в понимании Торы — смесь, продукт двух противоположных стихий: воды и огня. Образуется в морской воде, но под влиянием солнца. Обычно вода и огонь несовместимы. И не просто физически — ведь физический мир отражает духовный. Вода представляет силу мягкости, огонь — строгости. Можно также сказать — соответственно женскую и мужскую силы. Неслучайно чудесный колодец, дававший евреям воду в пустыне, существовал в заслугу Мирьям, сестры Моше и Аарона.
Поэтому со словом соль (мелах) связаны слова малах — моряк, гребущий веслами и смешивающий воду.
И по природе соль противоречива: с одной стороны, она символизирует разрушение — смесь как нарушение порядка и устоев, хаос. «Которому назначил Я пустыню домом, и обителью — солончаки (млеха)» (Иов 39:6). «Небеса, как дым, рассеются (нимлаху), и земля, как одежда, истлеет, и жители ее так же умрут» (Йешаяу 51:6). «И взял оттуда старых лохмотьев и ветоши (млахим)» (Ирмияу 38:11). Но с другой стороны, продукты засаливают, чтобы сохранить их. И разрушение, и сохранение!
Итак, казалось бы, несовместимые вещи, тем не менее, совмещаются, образуя единое целое.
То есть тот же союз, выделение каких-то элементов из общей массы и вознесение их вместе — но более яркое, ибо эти элементы противоположны по сути, и их совмещение особенно удивительное и примечательное. В этом вся соль!
Все жертвоприношения следует солить. Потому что среди язычников были те, кто поклонялся огню, а были те, кто поклонялся воде. Как уже обсуждали, в этом главный вызов идолопоклонства: ведь подобные силы действительно разные и даже взаимоисключающие. Как и современная разновидность идолопоклонства — разные идеологии. Можно поклоняться либо огню, либо воде, верить либо в левые идеи, либо в правые, но не во все же вместе, не так ли?
Нет, не так! А вот как: над всеми ими стоит единый Б-г, и под Его эгидой все эти противоположности сходятся воедино. Это и символизирует соль, поэтому ее необходимо приносить вместе со всеми жертвами: только так служим и верим — Ему, единому и центральному! Ведь, как тоже определили, приношение — это главным образом раскрытие и реализация сил самого человека в служении Б-гу. При этом силы в человеке разные, в том числе и противоположные, и важно раскрыть, и реализовать их всех, чтобы сохранять равновесие и не вдаваться в ту или иную крайность. В эти крайности и тянут разные идолы и идеологии. А надо — все эти противоположные силы в едином, центральном направлении, как бы невозможным ни казалось его нахождение. Поэтому возносим соль, представляющую собой, казалось бы, невозможное единство — вот оно какое, смотрите и учитесь!
«Союзом соли» называется и партнерство коаним и остальных евреев. Первые дают последним духовность, а те им — пропитание. Казалось бы, духовность и материализм — несовместимые вещи. И люди, которые погружены в соответствующие сферы, не имеют между собой ничего общего, не понимают друг друга. И, тем не менее, они вступают в партнерство и образуют единый еврейский народ. Вот какое удивительное партнерство и единство, его стоит вознести и показать всем!
Наконец, бывает, что и отдельного человека стоит вознести и показать всем, поставить в пример.
Скажем, такого, как Пинхас. По словам рава Мекленбурга, даже реплика Б-га: «Поэтому скажи (אמור — эмор) ему…» — на самом деле толкуется как другое значение данного корня: вознеси, возвеличь его. «Г-спода вознес ты (האמרת — ээмарта) сегодня, чтобы Он был тебе Б-гом… А Г-сподь вознес тебя (האמירך — ээмирха) сегодня, чтобы ты был Ему народом» (Дварим 26:17-18). אמרו לאלקים (имру ле-Элоким) — «Возносите Б-га» (молитва в Йом Кипур).
И сам брит — вознесение Пинхаса, его отбор из общей массы и придание особого статуса: и героя, и коэна.
Ну и, конечно, изначально Праотцы. «Мой союз (брити) Яаков». Сам союз называется «Яаков», или сам Яаков называется «союз»? Нет, просто брити — это то же, что и бхири — «мой избранный». Мой избранный, Яаков. Я его вспомню, а также Моего избранного, Ицхака, а также моего избранного, Авраама. Каждый из них — Мой избранный и вознесенный из всех остальных людей своего времени.
И обрезание — брит мила — это знаковое избрание и вознесение Авраама и его потомков над всеми. Впрочем, поскольку Б-г ему конкретно что-то обещает взамен на соблюдение условий с его стороны, это все-таки также договор. А это значит, не один Авраам возносится над остальными, а Авраам с Б-гом вместе возносят свое партнерство перед миром.
Как объясняет также рав Гирш, обещание Б-га Аврааму: «И произведу из тебя народы» (Берешит 17:6) — означает разные «еврейские народы», то есть колена. Ведь, как мы уже выясняли, сами евреи являются «миром», состоящим из разных «народов», отличающихся друг от друга по характеру и представляющих всевозможные типы людей. В отличие от остального мира, где разные народы утратили взаимопонимание и погрязли в бесконечных конфликтах, еврейский мир являет собой образец того, как разные «народы» могут жить вместе, невзирая на все отличия. В этом плане Авраам и его потомство воистину отобраны и вознесены над всеми как пример.
А Ноах?
Изначальный брит — когда Б-г велел ему построить ковчег и спастись в нем: «И установлю Мой союз с тобой; и войдешь в ковчег ты и твои сыновья, и твоя жена и жены твоих сыновей… И от всего живого, от всякой плоти, по два…»
Да, Б-г обещал Ноаху спасти его с семьей и животными в ковчеге. Но этот ковчег, как известно, был не таким уж большим. И чтобы вместить не только семью Ноаха, но и по две особи из всех животных — по сути, гигантский зоопарк — понадобилось великое чудо. А это — само по себе вознесение над повседневностью, которая обычно без чудес.
Ведь слово нес означает и «чудо», и «знамя», которое возносят, чтобы служило символом, знаком и ориентиром. (Поэтому и нисайон — испытание — это шанс, который дает Б-г человеку, желая вознести его над всеми, как знамя и пример.)
А брит, о котором напоминает радуга, и в котором Б-г обещает не наводить больше Потоп — даже если мир будет того заслуживать? Да и почему не наказать, если будет заслуживать?
По словам рава Гирша, это не просто обещание больше не наказывать. Это обещание повлиять на мир так, что он и не будет заслуживать такого наказания.
То есть в некоторой степени ограничение свободы выбора человека. До Потопа ему была дана тотальная свобода, в соответствии с изначальным замыслом Б-га. Но человек не сумел воспользоваться той свободой и злоупотребил ею, пустившись в самые тяжкие. Поэтому, начав сначала, Б-г ограничил эту свободу так, чтобы, даже взбунтовавшись, человечество не заслужило полного уничтожения. И в течение дальнейшей истории имел место прогресс и смягчение нравов, так что до изначальной ситуации становилось все дальше и дальше.
В этом заключалось партнерство — вместе улучшать мир: и сам человек будет стараться, но и Б-г ему поможет, повлияет на него. В этом плане человек будет вознесен над остальным миром: до Потопа он был относительно близок к животным и связан с ними, но подал им плохой пример и развратил их, в результате чего они тоже погибли в Потопе. А теперь вознесется над ними как партнер Б-га и подаст хороший пример.
Но в конечном итоге, по словам рава Гирша, именно Авраам стал главным партнером Б-га в этом деле совершенствования мира. И брит мила — «союз обрезания» — это то же партнерство, что было изначально заключено со всем человечеством: теперь над ним самим вознесся с Б-гом Авраам и стал Его партнером.
Теги: Авраам, Недельная глава, Еврей, Яаков, Обрезание, жертвоприношения, Пинхас, коэн, Ицхак, Союз с Б-гом, Ной, Брит мила, Лех Леха, Потоп, Радуга