Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Радость, Траур по Храму
Дополнительные ограничения 9 Ава
Все мы находимся в трауре
Приветствия
Тот, кого поприветствовали 9 ава, должен отвечать тихо, дабы показать, что приветствия запрещены (שם וכה"ח אות צ"ד). Если кто-то не знает об этом законе, то следует его проинформировать, если возможно, что 9 ава запрещено приветствовать друг друга (מ"ב ס"ק מ"ב).
Посылание подарка
Легкомыслие, прогулки ради развлечения
Эти запреты действуют весь день
Сидение на стуле
Курение
Работа, бизнес
Смысл обычая — избежать отвлечения человека от траура (מ"ב ס"ק מ"ג). Поэтому работа, выполнение которой не требует затраты времени (например, зажигание свечи, завязывание узла), разрешена (רמ"א שם).
Даже работа по дому (например, приготовление постели, подметание пола) должна быть отложена до полудня (ערה"ש ס" תקנ"ד ס" כ"א). Некоторые алахические авторитеты считают, что, если возможно, то не следует этого делать целый день (ע" ערה"ש ס"ס תקנ"ט).
Точно так же, обычай запрещает совершение сделок (например, покупки, продажи) до полудня (חיי"א קל"ה: ט"ו). Если возможно, следует избегать выполнения работы и деловой активности в течение всего дня (ע" מחבר שם "ובכ"מ ת"ח בטלים וגו"").
Использование труда нееврея
דבר האבד
Таким образом, если ярмарка или специальная распродажа проходят 9 ава, то разрешено продавать и покупать (ע" מ"ב ס"ק מ"ח וב"ה ד"ה אם וד"ה דבר וערה"ש ס" כ"א). Если возможно, то следует делать это при посредничестве нееврея.
Тот, кто выполняет запрещенный вид работы
Тот, кто ест или пьет 9 ава, не войдет в число тех избранных, которые будут радоваться отстроенному Иерусалиму. Тот, кто должным образом скорбит по Иерусалиму, будет вознагражден, участвуя в праздновании (שם ס" כ"ה).
[1] Каждый раз, когда мы говорим о полудне, он определяется путем деления пополам времени с עלות השחר (рассвета по еврейскому закону) до צאת הכוכבים (выхода звезд) или, по некоторым мнениям, с восхода до захода солнца. Длина каждого часа также определяется путем деления этого периода на 12 частей.
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю