Из цикла «На тему недельной главы», темы: Кирув, Недельная глава, Ахарей мот, Рав Арье Кацин, Служба в Храме, Любовь к Б-гу
Однажды, обращаясь к известной активистке Нью-Йорка Малке Будиловской, я спросил, не родственница ли она раввина Будиловского. Да, конечно, но… только не по крови, — ответила она с улыбкой. — Когда мы приехали в Америку, рав Моше давал лекции в НАЯНе. Там ему сообщили, что приехала его однофамилица. Тогда он позвонил мне и поинтересовался, не родственники ли мы. Мы не нашли родственных связей, но стали близкими друзьями. По субботам и праздникам я приходила к нему домой со своими детьми и внуками. Мы садились за празднично накрытый стол вместе с его женой, детьми и группой учеников еврейской школы «Шерит Исраэль». Помню, что я обратилась к раву Моше с бестактным вопросом: «Зачем тратить время на молитвы?» Рав Моше улыбнулся: «Что вы, Малка, разговаривать с Всевышним великое счастье!»
Ровно пять лет назад, в 2001 году, когда в синагогах читалась глава Торы о смерти сыновей Аарона, все мы были потрясены сообщением о том, что в Кишиневе скончался рав Моше Будиловский. В Нью-Йорке проживают многочисленные ученики и почитатели рава Будиловского, который приехал в Америку в конце 80-х годов, основал центр «Шорошим», а затем прославившуюся в русскоязычной общине школу «Шерит Исраэль». В 1997 году рав Моше оставил благополучную Америку и возглавил еврейскую школу Кишинева, которая под его руководством выросла от двадцати до двухсот учеников. И сегодня активисты еврейского студенческого центра «Гилель» в Кишиневе вспоминают о том, как рав Будиловский приходил к ним в преддверии Йом Кипура, объяснял смысл молитв и благословений, учил студентов трубить в шофар. Встречаясь с русскоязычными студентами колледжей, мне часто приходится слышать, как молодые люди с гордостью говорят: «Я учился у рава Будиловского!»
Рав Моше родился в Киеве, окончил Ленинградский университет по специальности китайский язык и вскоре был отправлен служить переводчиком на китайскую границу. Вернувшись из армии, рав Моше репатриировался в Израиль, где познакомился с выдающимся учителем равом Ицхаком Зильбером. В течение многих лет рав Моше изучал Тору в иешиве «Двар Йерушалаим», ежедневно посещая занятия рава Зильбера, который и воспитал в нем чувства любви и преданности своему народу. Любви, освещающей смыслом всю жизнь, и преданности, побеждающей смерть!
«И говорил Всевышний Моисею после смерти двух сыновей Аарона, когда они, приблизившись к Б-гу, умерли» (Ваикра 16:1).
Сыновья Аарона умерли во время службы в Храме. По мнению Аризаля, смерть праведников явилась не только искуплением греха золотого тельца поколения Синайской пустыни, но и источником искупления грехов всех будущих поколений евреев. Не случайно в день прощения — Йом Кипур — в синагогах читается именно этот отрывок Торы. Своей смертью во время службы в Храме сыновья Аарона продемонстрировали самоотверженную преданность Всевышнему и своему народу. Эта смерть вдохновляла евреев на подвиги веры во всех поколениях. Греки и римляне, крестоносцы и инквизиторы пытались под страхом смерти оторвать евреев от веры отцов. Но праведники шли на смерть, освящая Имя Всевышнего и вдохновляя других жить во имя Всевышнего! Человек, проявляющий готовность умереть во имя добра, вдохновляет других жить во имя добра…
Рав Моше Будиловский умер, подобно сыновьям Аарона, служа своему народу, — обучая еврейских детей в Кишиневе…
Когда я рассказал об этом ученикам 12-го класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине, один из них воскликнул: «Я тоже ученик рава Моше Будиловского! Мне было шесть лет, когда я приехал в Америку. Родители привели меня в “Шерит Исраэль”, и рав Моше дал мне мое еврейское имя — Йосеф. Я навсегда запомнил его очень добрым человеком. Однажды я опоздал на школьный автобус и стоял в страхе и растерянности. Рав Моше успокоил меня, посадил в свою машину и отвез домой»…
Всю свою жизнь рав Моше помогал потерявшимся детям найти дорогу домой…
Поскольку в Российской империи проживало около половины всех евреев мира и среди русскоговорящих евреев есть огромное разнообразие фамилий, (большинство из которых — еврейского происхождения), надо уточнить, что наличие у человека еврейской фамилии не является прямым доказательством еврейства.
Надо также отметить, что существует много фамилий, носители которых являются и евреями, и неевреями. В этом кратком обзоре мы попытаемся рассказать лишь об основных видах еврейских фамилий русскоязычных евреев.
Читать дальше
Редакция Толдот
Мирьям Климовская
Фамилия Гитлер произошла от ласкательной формы Гитля или Гитле идишского женского имени Гита, которое означает
Фамилия Герман образована от немецкого мужского имени Герман (Hermann). Так часто называли немецких евреев, на
Рав Гедалия Шестак
Рав Яков Шуб
Он с мамой давно в разводе...
Фамилия Абрамов произошла от еврейского мужского имени Авраам (Абрам по-русски). Окончание — ов обозначает при
Фамилия Юдин происходит от названия деревни Юдино или от еврейского мужского имени Йеуда. По русски имя Йеуд
Рав Бенцион Зильбер
К какому колену принадлежит мой род?
Фамилию Чесаков носят как евреи, так и неевреи. У евреев она произошла от белорусского еврейского мальчика, н
Фамилия Мальцев произошла или от названия деревни Мальцы, или от слова «малый», или от идишского с
Вероятно, что фамилия Ярош произошла от ивритского слова йореш, которое означает наследник. Очевидно, предок