Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Бемидбар, Выкуп первенца, Колена Израиля, Левиты, Нахум Пурер
В начале книги Бемидбар, четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин призывного возраста — от двадцати лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви произведен отдельный подсчет, т. к. у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагаются вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. На стоянках евреи сохраняют свое походное построение.
Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. «Излишек» сыновей первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту в семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: … “Произведи исчисление всего общества сынов Израиля…”(1:1, 2)».
Для чего потребовалась эта перепись в пустыне, уже третья по счету (первая перепись проводилась при выходе из Египта, вторая после казни активных участников поклонения золотому тельцу)?
Один из ответов гласит: народ, возглавляемый Моше и Аароном, готовился вступить в Эрец Исраэль и начать войну против местных языческих племен. Поэтому требовалось определить точное количество мужчин-призывников «от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско Израиля…по ополчениям их». Но вскоре произошло непредвиденное: евреи поверили клеветническому отчету группы разведчиков, впали в истерику, боясь идти в Святую землю, и за это были наказаны сорокалетними блужданиями по пустыне до полной смены поколения. Об этом рассказывается в разделе Шлах.
И все-таки, зачем нужна Б-гу перепись? Неужели Он, Всеведущий и Всевидящий, не знал, сколько евреев было в пустыне?
Представьте, что вы вернулись домой из магазина с продуктами. Ваша жена (или муж) достает из сумки пакет с сахаром, высыпает его на стол и начинает считать крупинки. Тяжелый случай, не правда ли? Ваша рука невольно потянется к телефонной трубке — за скорой психиатрической. Но когда вы получите отчет из банка и заметите в нем отклонение хотя бы в два-три шекеля, вы проверите все самым тщательным образом.
Короче, мы считаем лишь то, что нам важно.
Б-г велел Моше пересчитать евреев, чтобы показать, как Он дорожит ими. Ибо каждая еврейская душа — это целая вселенная, важный элемент Творения.
Произведенное в пустыне исчисление показало, что больше всего людей было в колене Йеуды — 74600. На втором месте оказалось колено Дана — 62700. Однако в Египте больше всех размножились потомки Йосефа, хотя у него было только два сына, а, скажем, у Биньямина целых десять. Однако после того, как праотец Яаков назвал сыновей Йосефа Эфраима и Менаше своими сыновьями, они стали родоначальниками двух разных колен, и их стали подсчитывать раздельно, на равных правах с другими сыновьями Яакова. Если же сложить всех потомков Йосефа — от Эфраима и Менаше, то получится 72700 человек — лишь немного меньше, чем у Йеуды.
Но и это еще не все. В комментарии Таргум Йонатан на раздел Бешалах сказано, что за тридцать лет до Исхода из Египта бежали 200 тысяч человек из колена Эфраима. По пути в Эрец Исраэль они были истреблены кровожадными филистимлянами, жителями Газы. Добавим пятую часть этой группы к потомкам Йосефа (известно, что из Египта вышли только 20 процентов всех евреев; остальные умерли во время девятой казни, «тьмы Египетской») и получим:72700 + 40000 = 112700. Получается, что если бы дерзкие беглецы из колена Эфраима проявили выдержку и ушли из Египта со всеми, то число потомком Йосефа в пустыне было на 50 с лишним процентов больше, чем у Йеуды.
Чем вызвана такая феноменальная плодовитость детей, внуков и правнуков любимого сына Яакова? Скорее всего, Йосефу помогло отцовское благословение: «Росток плодоносный, Йосеф, плодоносящий выше (дурного) глаза…» (Берешит 49:22). Своим пророческим напутствием праотец еврейского народа защитил детей Йосефа от дурного глаза, аин а-ра, который, как говорили мудрецы Талмуда, бывает причиной многих смертей.
печатается с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю