Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В субботу между первым и последним днями Песаха принято читать «Песнь песней». О чём это произведение?

Отношения между Б-гом и народом Израиля строятся по двум дополняющим друг друга моделям. В книге «Песнь песней» связь между ними сравнивается с любовью парня и девушки: «Я — к Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой — ко мне» (6:3). Девушка — это еврейский народ, а Б-г — ее Возлюбленный. Такие влюбленные хранят верность друг другу даже во время долгой разлуки.

В недельной главе «Реэ» приводится еще одна метафора, описывающая связь Творца и еврейского народа,— «Сыны вы Господу Б-гу вашему» (Дварим 14:1). А в главе «Шмот» народ Израиля называется «Сын Мой, первенец Мой» (4:22).

Давайте рассмотрим эти две модели внимательней.

Одним из самых больших комплиментов для жены является признание мужа: «Я очень нуждаюсь в тебе». Б-г обещал нашим отцам проявлять Свое величие в мире через еврейский народ. Этим обещанием Он как бы ограничил проявление Своей Славы в мире: она будет проявляться именно через еврейский народ. Для этого Творец «нуждается» в евреях.

После выхода из Египта величие Б-га и Его чудеса, которые видит весь мир, проявляются именно через еврейский народ. Когда евреи на высоком уровне, на своей земле, Храм отстроен, то и Слава Б-га в мире проявляется на более высоком уровне. А когда евреи унижены, изгнаны, Храма нет, то и Слава Б-га проявляется более скрыто.

Связь между мужем и женой может, не дай Б-г, быть прекращена. Они могут разочароваться друг в друге и подать на развод. Однако Б-г не покидает нас полностью. Поэтому дополнительная модель связи Творца с еврейским народом — это связь отца с его детьми. Несмотря на наши проступки, Всевышний остается нашим Отцом, продолжая любить нас, благословлять и защищать. Кроме того, отец, который растит ребенка, всегда пребывает в роли дающего. Иначе говоря, в отношениях отца и ребенка не может быть полноценной взаимности.

Отношения же между мужем и женой основаны на взаимности. Связь между ними напрямую зависит от их отношения друг другу, проявляющегося в действиях. Чем более преданно и тепло относится к мужу жена, тем более горячим будет внимание к ней мужа, тем более глубокими будут его чувства.

Чем вернее и преданнее мы будет исполнять заповеди Б-га — Его волю, тем больше внимания Он будет проявлять к нам, тем больше добра делать для нас.

В «Песне песней» сказано: «Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (2:9). В зависимости от нашего поведения Всевышний может смотреть на еврейский народ как пристально («через окно»), так и вскользь («через решетку»). «Через окно» и «через решетку» — это, так сказать, два предельных режима присмотра Всевышнего за народом Израиля — то есть, Его Провидения, Ашгахи. Но между ними есть целый спектр, сотни и тысячи уровней взаимоотношений.

Уровень отношения Б-га к еврейскому народу прямо зависит от нашего отношения к Нему. Т.е. своим отношением к Нему, к Его воле — заповедям — мы можем пробуждать соответствующее отношение Б-га к нам, Его внимание и милосердие, новый уровень Его помощи нам.


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»