Из цикла «Знание веры», темы: Страдания, Грех, Праведники, Рав Эуд Авицедек
«И следует пояснить еще в другом смысле, а именно, что те страдания, которые посылает Святой, благословен Он, праведнику без всякого греха, следует с необходимостью воспринимать как имеющие целью очистить грехи Израиля, как написано об этом в трактате Санэдрин (39а), что так ответил рабан Гамлиэль тому саддукею, который заявил ему: “Ваш Бог — насмешник. Если Он милосердный и полон милосердия, зачем же он истязает величайших из людей муками?” Ведь это понятно, что Всевышний не желает уничтожения мира, но желает сохранить его, а потому, если пошлет страдания средним людям, возможно, что они отвергнут их в своем понимании, и отбросят страх Божий, да не будет! Потому Тот, кто зрит в сердце, приводит эти же страдания на праведника, чтобы он принял их с любовью во благо Израилю. Получается, что так как этот праведник удостоил многих, то эта заслуга многих остается ему, потому получает он свою долю и и их долю в Раю. То есть, то, что Всевышний освобождает тех средних от тех страданий, которые они заслужили, и тем более, что тот праведник полностью берет на себя всю долю законченных злодеев, как написано: “Потому в земле их вдвойне унаследуют”. Это то, что представляется мне, согласно мнению Раши, а первое толкование кажется более соответствующим языку Гемары» (там же).
Эту основу поясняет Рамхаль: «Однако, в соответствии с этим корнем было установлен такой порядок, что беды и страдания постигают праведника, и происходит это во очищение его поколения. И вот, в обязанность праведников входит принимать с любовью те страдания, что посылаются им для пользы их поколения, как те страдания, которые полагались бы ему по собственной причине. И таким действием он совершает благо со своим поколением, искупая его, и сам приобретает великое возвышение, становясь первым в собрании сынов будущего века… Однако, есть еще страдания, которые посылаются еще большим в благочестии, которые полностью совершенны сами по себе, и это для того, чтобы помочь в том, что необходимо в общем процессе божественного руководства, чтобы достичь совершенного конца.
И смысл этого в том, что вот, со стороны первого порядка, который установлен для руководства миром и происходящим в нем, уже было положено человеку претерпевать некоторые страдания, чтобы ему самому и миру вместе с ним можно было достичь совершенства, и это то, что рождается и происходит из утаения света Творца и сокрытия Его лика, которые находятся в основе ситуаций человека, как мы говорили выше. И тем более, когда умножились изъяны в мире в результате многих и тяжких грехов, совершенных в нем, то еще больше увеличилось сокрытие и утаилось благо, и оказался мир с его созданиями в ситуации униженной и скверной. И необходимо в любом случае, чтобы в результате всех перипетий истории, которые произойдут в мире согласно Высшей Мудрости, все эти вещи были бы исправлены. И в основе этой истории лежит необходимость того, чтобы люди получили наказание за свои злодеяния, и черта справедливого суда Творца была бы удовлетворена.
Однако, так устроил Господь, благословен Он, что совершенные и величайшие люди могут внести исправления за других, как мы писали об этом, и именно их затронет черта суда вместо того, чтобы ударить по миру вообще. Однако, поскольку сами они совершенны и достойны блага, и испытывают страдания лишь в пользу других, черта суда неизбежно будет удовлетворена даже немногим страданием их, как если бы оно было велико в отношении самих грешников. И не только это, но и то, что через эти страдания заслуга праведных увеличивается и сила их крепнет, и еще в большей степени могут они исправить то, что испортили другие. То есть, не только способны они исправить то, что сделали люди в их поколении, но и то, что было испорчено в мире с того момента, как в нем появились грехи и вплоть до сего дня. И обязательно будут эти люди в собрании совершенных, во главе всех глав, самыми близкими к благословенному Богу» (Дэрэх а-Шем, часть 2, гл. 3).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю