Темы: Скромность, СМИ, Бааль Тшува, Батшева Эскин
Стейк едят при помощи ножа и вилки, даму следует пропускать вперед, а деловую встречу начинают с рукопожатия. Правила современного этикета требуют вести себя именно так. Мужчины и женщины, даже незнакомые, танцуют вместе, обнимаются и целуются — и такое поведение считается в обществе нормой.
В иудаизме всё не так: прикасаться к чужому человеку противоположного пола — неприемлемо. Еврейская Традиция предписывает нам лишмор негия, то есть соблюдать законы прикосновений.
Каждый начинает возвращение к своей вере с соблюдения тех заповедей, которые ему ближе. Израильская певица Юваль Даян выглядит как современная светская девушка, но при этом не выступает по субботам и шомерет негия — не прикасается к посторонним мужчинам. Юваль не делает из этого тайны: в резиденции президента Ицхака Герцога об этом знали буквально все, и всё же во время недавнего визита Джо Байдена случился конфуз. Президент США хотел приветствовать певицу рукопожатием, а она ухватилась обеими руками за микрофон, будто не замечая его руки.
В СМИ и соцсетях только этого и ждали: «Позор!», «Раввины разрешают делать в таких случаях исключения!», «Это просто показуха!», «Стыдоба!», «Какая примитивность…», «Петь перед мужчинами она считает нормальным, а руку подать — нет?»
Юваль бросилась оправдываться на своей странице в соцсети: «Не дай Б-г, я не хотела никого обидеть! Мое намерение было — достойно представлять наше государство и оставаться верной своим ценностям — как религиозная девушка».
На видео никакой неловкости в этом эпизоде не чувствуется: Юваль Даян приветливо улыбнулась Байдену и поклонилась, и он через мгновение спокойно отвел руку и тоже улыбнулся. То есть инцидента фактически никакого не было. Инцидент создали израильские СМИ, чтобы в очередной раз обвинить религиозных в нарушениях норм.
Шума вокруг этого эпизода было так много, что посол США в Израиле Том Найдс счел нужным записать на эту тему видеоролик. Он поблагодарил Юваль Даян за прекрасное пение и сказал, что ее поступок не был воспринят как оскорбление, а совсем наоборот: президент был впечатлен преданностью девушки своей вере.
Одни по-прежнему называют происшедшее «неприличным поведением», другие — осквернением Имени Вс-вышнего. На самом деле всё наоборот. Юваль показала, что честь Торы важнее чести президента США. В мире, где принято отказываться от истины ради политкорректности, она не побоялась своим простым жестом достойно и доброжелательно заявить: законы Торы превыше всего.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю