Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г-сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б-г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот. Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай к себе во дворец, за это Б-г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан. По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом. Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника. Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов ( «Ав» — «отец», «амон» — «множество»). Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.
В недельной главе Лех Леха Тора рассказывает: когда Авраам услышал, что Лот, его племянник, попал в плен во время войны четырёх царей, он собрал своих людей, выступил на войну и Всевышний помог ему. Авраам победил этих царей и освободил своего племянника Лота.

Тора подробно рассказывает, как перед этим четыре царя разбили несколько племён-гигантов и армии пяти городов, включая Сдом и Амору. Всё закончилось благополучно, Авраам победил четырёх царей, освободил Лота.

Но остаётся вопрос: силы, определённо, были не равны. Армии четырёх царей силой и мощью во много раз превосходили людей Авраама. Как же Авраам мог вступить в войну, когда по реальному соотношению сил вероятность погибнуть была очень велика?

Благородное побуждение — вызволить племянника из плена, но какое право он имел так поступать? Тора не даёт человеку права идти на верную смерть в подобных обстоятельствах: «Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…» (Бэрейшит 9, 5).

Сказано в Сефер Хасидим (677): ситуация — грабители требуют денег и человек знает, что не может им противостоять, а отдав деньги, избежит смерти. Бывает, он принимает другое решение — «Если заберут деньги, зачем жить?». Приняв подобное решение, человек преступает запрет самоубийства («Лишь кровь вашу от вашей души Я взыщу…»). Чтобы не преступить запрет, он обязан отдать деньги грабителям. И если во время пожара человек, рискуя жизнью, бросается в горящий дом спасать свои деньги, он также преступает запрет самоубийства.

Как же Авраам мог вступить в «безнадёжную» войну? Мой отец и учитель, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, отвечал на этот вопрос так:

В этой же недельной главе Авраам говорит Лоту: «…мы люди-братья» (анашим ахим анахну, Бэрейшит 13, 8). Раши объясняет это так: «Похожие внешне». Лот был чрезвычайно похож на Авраама.

Как известно, когда Авраам понял, что у мира есть Хозяин и Руководитель, он стал объяснять это людям. Вокруг него сложилась большая группа сторонников, за ним шли. Интересно, что Рамбам (Маймонид) пишет (Морэ Нэвухим 3, 29), что читал об Аврааме в набатейских книгах: «За ним шли многие люди, и царь его преследовал».

Нимрод, царь Вавилона, опасался распространения влияния Авраама. Он посадил Авраама в тюрьму на долгие годы в надежде, что это вынудит его поклониться идолам. Видя, что это не помогает, бросил Авраама в известковую печь, откуда Б-г его чудом спас. Нимрод — он же Амрафель, один из четырёх царей.

Как мы помним, Лот внешне был очень похож на своего дядю Авраама — настолько, что можно было легко принять одного за другого. Весьма вероятно, что захват Лота был одной из целей этой войны. Нимрод-Амрафель понимал, что на Лота можно воздействовать уговорами, подарками — «налив ему ванну водки» — или угрозами, и Лот сделает то, что от него потребуют. А потребуется от него следующее:

Митинг при большом стечении народа. Объявляют: «А сейчас мы даём слово Аврааму». И Лот начинает свою речь: «Я, Авраам, сын Тераха, боролся с идолопоклонством и много говорил о Едином Б-ге. Но потом я повзрослел и многое понял… Ознакомился с марксизмом-ленинизмом, дарвинизмом и осознал, что, конечно, царь Нимрод прав. Нам следует и впредь поклоняться идолам…».

Так будет уничтожено всё, что Авраам сделал в своей жизни, будет уничтожено его влияние на людей, приводившее их к вере в Единого Б-га. Это будет страшное осквернение Имени Всевышнего — хилуль а-Шем.

Поэтому Авраам понял: желание Б-га — чтобы он выступил на войну. И Б-г ему поможет. Как оно и случилось.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?