Из цикла «Даат тфила», темы: Страх, Сознание, Постижение, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
«Знай, что эта любовь, когда человек тянется к Творцу, она со своей стороны, безо всякой цели, только со стороны самой сущности человека. И есть разница между любовью и страхом. Потому что страх, когда человек боится царя, которого следует бояться, — он не со стороны самого человека, а любовь — со стороны самого человека. И доказательство этому: о любви написано: “Возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим”, и ты видишь из этого, что любовь — со стороны человека, который тянется за любимым полностью. И не сказано, чтобы страшился Всевышнего всем сердцем. Но поскольку любовь со стороны человека, она больше принимаема им. А поскольку любовь больше принимаема человеком, она может быть всем сердцем и никак не может привести к разделению» (Маараль).
Любовь идет изнутри. Сказал Рамбам: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости — немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя».
Рассудок в сердце человека, который составляет качество бина (самостоятельное понимание) и приводит к любви. И как уже объяснялось, бина имеет много общего со слушанием, с восприятием смысла. И стих Писания о единстве любви начинается так: Слушай, Израиль! В этом суть слов Маараля о том, что любовь идет «изнутри», в отличие от страха, который есть порождение видения внешней действительности, принуждающей к страху. Любовь есть порождение внутреннего размышления о смысле вещей. И силой осознания, которое помещает это размышление на сердце, пробуждается любовь.
В этом разница между страхом и любовью. Страх требует полного аннулирования себя по отношению к внешней для человека действительности, в то время как любовь — это сила, толкающая человека на добровольное желанное объединение с этой реальностью. Числовое значение слова «любовь» אהבה (13) равна числовому значению слова «единый» אחד.
«Нет любви в месте страха, и нет страха в месте любви, но лишь в качествах Всевышнего» (Сифри)
Удивительная вещь, над которой стоит поразмыслить: эти качества противоположны по самой своей сути. Но по отношению к Всевышнему они объединяются для совместного служения. В этом совершенство отношения создания к Творцу.
Объяснение этому, на нашем уровне, таково: выше мы говорили, что совершенство постижения разума — это соединение восприятий хохмы и бины. Это совершенство находится в силе осознания (даат), соединяющего эти постижения. Таков уровень совершенства Израиля у горы Синай: «видят звуки», как объясняет Нефеш аХаим в приведенной выше цитате. Отсюда мы приступаем к обсуждению нашего вопроса.
Совершенное отношение создания к Творцу таково: осознание (даат), соединяющее любовь и страх, порождения соответственно хохмы и бины, видения и слышания. Восприятие через осознание необходимым образом порождает такое отношение создания к Творцу: даат — желание приобщиться (любовь) вплотьдо аннулирования собственного существования (страх). Абсолютная любовь, порождающая желание отдать душу, — абсолютный трепет. И так при чтении первого стиха Шма мы должны иметь намерение пожертвовать собой при произнесении слова «один» — осознание абсолютного соединения требует осознания отделения от всякого самостоятельного существования тела и материи.
Мы размышляем и помещаем это знание на чувства сердца.
***
Вот слова Маараля на тему любви: «Любовь больше относится к Всевышнему, чем к любым другим субъектам. Во всякой любви, хотя любящие и привязаны друг к другу, у каждого из них есть самостоятельное существование. Но любовь к Всевышнему в том, что человек возвращает свой дух и душу к Нему совершенно, так что у человек как бы отрицает собственную реальность и тем самым полностью прилепляется к Нему. Как написано (Дварим 11): “Любить Г-спода, Б-га вашего, и прилепляться к Нему…” И в этом возможна абсолютная любовь… Как сказал раби Акива: “Все свои дни я сокрушался об этом стихе (о невозможности исполнить сказанное в нем): “И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и всей душою своею”, а сейчас он приходит ко мне в руки, и я не выполню его?!” Ибо в этом абсолютная любовь — когда отдает душу Всевышнему, ибо тем самым прилепляется к Нему абсолютно. И это сама любовь». Предел любви — самопожертвование: самоотречение и самоустранение.
А вот что говорит Маараль по поводу богобоязненности: «Важнейшее в богобоязненности то, что она приходит в силу любви. Ибо тот, кто любит, старается исполнять волю любимого во всем, что возможно, дабы не было разобщения в этой любви. И из-за этого он также страшится нарушить его волю». Цель страха — поддержка существования любви.
Мы возвращаемся к словам Рамбама в Законах основ Торы: «Когда задумается человек о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, немедленно полюбит Его и будет восхвалять, и прославлять, и воспылает страстным желанием знать Его великое имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Всесильного, Б-га живого” (Псалмы 42). И когда поразмыслит обо всём этом человек, тотчас же будет потрясен и убоится, зная, что сам он — ничтожное, низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разум совершенен».
В месте знания Б-га любовь и страх находятся в гармонии и единстве.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю