Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Еврейская молитва
82. После шмоне эсре (и при совместной молитве — после ее повторения вслух) произносят молитву «таханун», в которой просят у Бога о прощении прегрешений, и о даровании избавления ради Его святого Имени.
83. Произнося ״רחום וחנון חטאתי לפניך ה׳ מלא רחמים רחם עלי וקבל תחנוני״ , совершают так называемое ״נפילת אפים״ — «нефилат апаим» — «преклонение ниц». В наше время его совершают сидя, опустив голову и покрыв лицо талитом, рукавом или т.п.; при этом недостаточно покрыть его только рукой. В шахарит склоняются на правую руку (так как на левую наложен тфилин), а в минху — на левую.
В восточных общинах вместо фраз ״רחום וחנון וכו׳״ читают главу из «Теилим»: ״לדור אלך ה׳ נפשי אשא״. Произносят это сидя, но без «нефилат апаим».
84. В вынужденной ситуации (например, когда рядом стоит молящийся шмоне эсре, и нельзя садиться рядом с ним и т.п.), можно делать нефилат апаим стоя.
После нефилат апаим продолжают таханун сидя, до слов ״ואנחנו לא נרע״, и говоря продолжение ״מה נעשה וכו׳״ — встают.
Нефилат апаим совершают только там, где есть свиток Торы. В других случаях говорят таханун сидя, без «нефилат апаим». В «Мишна Брура» приводятся различные мнения, как поступать там, где есть святые книги, но нет свитков Торы.
85. Молитва о милости — таханун — многое теряет, если молящийся делает перерыв между шмоне эсре и нею. Однако допустимо произнести короткую фразу, и тем более ответить на ка-диш и т.п.
По некоторым традициям, перед таханун произносят молитву ״וידוי״ и ה׳, ה׳, א־ל רחום וחנון וכו׳) ״ י״ג מידות רחמים״).
״וידוי״ — признание человека в совершенных грехах. В нем содержится перечисление прегрешений в алфавитном порядке:
אשמנו, בגדנו, גזלנו, דברנו דפי וכו׳
86. Понедельник (יום שני) и четверг (יום חמישי) — дни Божественного благоволения.
Когда евреи провинились перед Богом в пустыне, поклонившись золотому тельцу, поднялся Моисей во второй день недели — понедельник на гору Синай просить у Бога прощения, и пробыв там 40 дней, спустился к еврейскому народу в пятый день недели — четверг. Он известил об отпущении греха.
В понедельник и четверг добавляют в таханун много дополнительных молитв. Их текст приведен в сидуре. Произно-сят их стоя, с расстановкой и сосредоточенно. Молясь в
миньяне, после таханун читают «полукадиш» (חצי קדיש) . В понедельник и четверг произносят затем ״א־ל ארך אפים וכו״׳ как написано в сидуре. В те дни, когда не говорят ״למנצח״ перед ״ובא לציון״ (см. ниже закон 101) — не произносят и ״א־ל ארך אפים״. В первые понедельник, четверг и понедельник месяцев хешван и ияр возносят особые просьбы о прощении — סליחות — «слихдт», и мо-литву ״אבינו מלכנו״ . Евреи восточных общин не имеют такого обычая.
Дни, в которые не читают таханун
87. В субботу, праздники и рош ходеш — не произносят таханун.
Перечислим все остальные дни, в которые не говорят таханун:
* в ר — ערב ראש השנהрев Рош Ашана — день до Нового Года (в סליחות перед молитвой шахарит читают таханун и в этот день);
* в ערב יום כפור — эрев Йом Кипур — день до Йом Кипура (9 тишрей), и начиная с Йом Кипура до אסרו חג — «исру хаг», т.е. следующего за праздником Суккот дня — 23 тишрей (включительно). Существует традиция не читать таханун до рош ходеш хешван;
* в 8 дней Хануки;
* в ט״ו בשבט — «Ту Бишват» — 15 числа месяца шват;
* в Пурим (14 и 15 чисел месяца адар; если же год високосный — то в те же числа первого и второго месяцев адар);
* на протяжении всего месяца нисан;
в ל״ג כעמר — «Лаг Баомер» (18 числа месяца ияр);
от рош ходеш сиван и до следующего за праздником Шавуот дня אסרו חג שבועות — «исру хаг» Шавуот (7 числа месяца сиван) включительно. Практически же не говорят таханун до 12 числа месяца сиван включительно;
в תשעה באב — «Тишъа Беав» (9 числа месяца ав) и 15 числа того же месяца (ט״ו באב).
Не произносят таханун в доме у человека, пребывающего в трауре по близкому в течение всех 7-ми дней. Не говорят таханун в присутствии жениха и невесты в первые 7 дней после свадьбы (если невеста уже была замужем до этого, то лишь три дня). Если в синагоге должен совершиться в этот день брит мила (ברית מילה) — обрезание младенца — таханун не читают. Также не говорят его в присутствии совершающего обрезание (מוהל — «моэл»), отца ребенка, которому делают брит, или «сандака» (סנדק — тот, кто держит ребенка во время обрезания), если им предстоит в этот день брит (даже и не в этой синагоге).
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю