Из цикла «История еврейского народа», темы: Ашкеназы, Рош, Маарам из Ротенбурга, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Германия, Тур
Ашкеназское еврейство имело автономные общины, содержавшие за свой счет ешивы. Постоянные преследования и ужасные условия, в которых оказались евреи в XV-XV1 веках н.э., привели к массовому бегству евреев из Германии и, соответственно, ликвидации ешив.
Хотя продолжавшие существовать общины обеднели, духовная жизнь в них не прекратилась. В большинстве областей были созданы общинные советы, издававшие постановления по вопросам внутренней жизни и вырабатывавшие общую политику по отношению к окружающему христианскому миру.
Для того, чтобы поднять авторитет раввината и оградить общину от посягательств правителей, раби Меир Алеви из Вены изменил порядок назначения раввинов общин. Он оговорил в качестве необходимого условия, что издавать алахические постановления могут только компетентные во всех вопросах иудаизма мудрецы, выдержавшие необходимые испытания.
Правители неоднократно пытались нарушить автономию еврейских общин. Например, король Рупрэхт в 5167 (1407) году назначил главным раввином своего ставленника, которого народ не признал.
В этот исторический период лидерами германского еврейства были раби Мордехай бен Гилель и раби Ашер бон Ихиель — два выдающихся знатока Торы, два ученика раби Меира из Ротенбурга. Раби Мордехай, или как его звали испанские евреи, раби Мордехай Ашкенази, написал алахические разъяснения многих разделов Талмуда. В современных изданиях они напечатаны после комментариев раби Ицхака Альфаси. Раби Мордехай и вся его семья погибли в 5058 (1298) году.
Раби Ашер бен Ихиель написал свои комментарии к большинству разделов Талмуда. В пояснениях по тем или иным алахическим вопросам Рош следует в основном за выдающимися комментаторами Франции и Германии. Тем не менее он оказался достойным преемником известнейшего испанского мудреца раби Ицхака Альфаси (Рифа), поэтому на страницах его трудов соединились толкования мудрецов Франции, Германии и Испании.
Учитель раби Меир из Ротенбурга отправил Роша в Испанию. Ведущей фигурой там в это время был раби Шломо бен Адерет (Рашба) из Барселоны. В 5065 (1305) году выдающегося ашкеназского раввина приняли в Толедо и назначили раввином общины. До самой смерти в 5097 году он руководил большой толедской ешивой, которая была центром изучения Торы в Испании.
«Черная смерть» и последовавший за ней разгул антисемитизма почти не затронули еврейство Австрии. В Австрию бежали евреи западной Германии, и десятки лет Австрия была центром Торы для евреев Германии. Но в 5181 (1421) году и этот центр был разрушен.
В условиях подавленного национального и религиозного сознания мудрецы видели необходимость в издании новых книг о еврейских традициях. Была необходимость в освещении многих злободневных вопросов. Раби Яаков Молин (Яаков Сигаль) написал книгу о традициях и обычаях ашкеназских евреев.
В юности он учился в Вене, потом был равом Майнца и Вормса, где руководил ешивой. Умер он в 5187 (1427) году.
Раби Исраэль Иссерлин (умер в 5220/1460 году) в своей книге Терумат адешен собрал религиозные постановления и ответы на актуальные вопросы.
Время шло, и усилившиеся гонения вынудили евреев искать более спокойные места. Экономическая и духовная жизнь евреев Германии пришла в упадок, большинство евреев, избегнувших преследования, оказалось в Польше и в Литве. И с XVI века духовным центром европейского еврейства становится Польша.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю