Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Реформизм, Консервативный Иудаизм, История еврейского народа, Берл Вайн, Ам Исраэль хай
Группа основателей, включая Саббато Мораиса, основала в Нью-Йорке в 1886 году Еврейскую теологическую семинарию. Они надеялись, что раввины, которые получат там образование и звание — все с образованием и знанием английского языка — окажут положительное влияние на иммигрантов и их детей. И были убеждены в том, что традиционная еврейская жизнь европейского образца не укоренится в Америке, поэтому необходима перемена.
Эта школа получила поддержку таких лидеров, как Александр Когут,1 Маркус Ястров2 и Беньямин Сцольд3все они не соблюдали традиции, но находились в оппозиции к реформизму. В первое десятилетие эта школа испытывала очень большие финансовые трудности, но к 1902 году она была реорганизована на солидной финансовой основе.
Возглавить семинарию пригласили из Кембриджского университета профессора Соломона Шехтера4, который превратил ее в престижную организацию5 с одной из крупнейших в мире библиотек по иудаике. Он популяризировал теорию «исторической школы», согласно которой иудаизм — творение человека, а не Всевышнего, меняющееся согласно воле и нуждам евреев в различных обстоятельствах. Так он порвал с традиционной еврейской верой в то, что Тора и галаха даны Свыше, и поставил консервативный иудаизм на скользкий путь сохранения еврейских идеалов, традиций и действий, отрицая при этом их Божественное происхождение.
1 1842-1894. Когут, получив звание в Раввинской школе Бреслау, стал раввином конгрегации Ахават хесед в Нью-Йорке. Автор Арух ашалем, известного лексикона к Талмуду.
2 1829-1903. Ястров был раввином в реформистской общине, хотя не был реформистом. Автор замечательного арамейско-английского словаря Талмуда. Не соблюдал традиции.
3 1829-1902. Сцольд учился в ешиве Прессбурга, потом выехал в Бреслау, затем стал раввином конгрегации Охев шалом в Балтиморе, где вводил новшества в ритуал.
4 1847-1915. Шехтер был истинным основателем и создателем системы образования в семинарии, которая до сих пор называется Семинария Шехтера. Талмудический ученый восточноевропейской выучки, он был последователем Аскалы и находился под большим влиянием европейских ценностей и верований девятнадцатого века. Международную славу приобрел благодаря открытию в 1890 году и изучению древних еврейских документов в Каирской генизе (месте многовекового захоронения священных текстов).
5 Среди приглашенных им в семинарию ученых были Луис Гинзбург, Исраэль Давидсон
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»