Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я считаю, что небеса, сотворенные в первый день творения, представляли собой шар, плотный и очень большой. Именно с этого огромного шара началось творение. А сотворенный во второй день Небесный свод —это все концентрические сферы, расположенные внутри этой, самой большой. Они созданы из материала этого огромного шара, сотворенного в первый день. И для того, чтобы объяснить это, необходимо начать с того, что первый день отличается от остальных шести дней творения в двух отношениях. Во-первых, в первый день происходило творение «чего-то из ничего», а во все остальные — создание«чего-то из чего-то». А во-вторых, в первый день были созданы основы и начала всего, а в остальные дни из них было создано все остальное. Вещи, появившиеся в остальные дни творения, не являются первичными, а созданы из готового материала. В первый день была сотворена «земля», то есть, все четыре первичных стихии в целом, а в остальные дни из этих четырех стихий было создано все остальное. Точно так же небо, сотворенное в первый день, — это общее название для всех разумных сущностей, не связанных с телами, а также для единого шара огромного размера, который стал местом для всего мира. А во второй день из этого огромного шара, называемого небом, были созданы все остальные сферы, окружающие мир, и именно их здесь Писание назвало небесным сводом.

Причина сотворения человека в шестой день (1:26—27)

Человек был сотворен самым последним. Смысл этого в том, что первичная по уровню материальности, силы и возможностей структура объединяется со вторичной, и эта вторичная структура ограничивает первичную и завершает ее создание. И в таких же отношениях находятся вторичная и третичная структуры. Это означает, что структуры неодушевленной материи предшествуют структурам растительного царства: эти последние могут возникнуть лишь на основе первых. И такой же основой растительная структура служит для ощущающей, то есть,для животного царства, а ощущающая — для постигающей, то есть, для человека. По всей длине этой цепочки мы видим одно и то же: структура более низкого уровня готовит основу для более высокой, а эта более высокая ограничивает, завершает и придает новую форму более низкой. Всегда то, что является материалом,подчиняется высшей силе, принадлежащей структуре более высокого уровня. А эта высшая структура всегда выступает по отношению к низшей как внешняя сила,завершающая ее построение. Поэтому для животных растительная душа выступала как основа для дальнейшего развития, как материал для ощущающей души, а сама эта ощущающая душа точно так же послужила материалом для души постигающей. Теперь понятно, почему при сотворении мира первыми были сотворены растения, а уже затем— животные. Ведь появление растительной души подготовило почву для животной! А животная душа появилась прежде постигающей структуры, поскольку живая ощущающая душа — это материал для постигающей. То есть, очередность их создания определялась естественным порядком вещей. Теперь понятно также, почему человек был создан последним: он ведь явился венцом творения, его структура была самой высшей, стала завершением всех остальных структур. Поэтому все остальные структуры непременно должны были появиться прежде человека, как возможность предшествует воплощению, а материал — структуре. И наши мудрецы тоже указали на эту причину, когда сказали: «То, что сотворено позже другого, властвует над ним».

И стих связывает сотворение человека с Самим Б-гом, а не с землей, поскольку создание постигающей души — это Б-жественное деяние, подобающее лишь Ему Самому и никак не связанное ни с прорастанием из зерна, ни с действием какого-то другого разума. Поэтому сказано: «И сотворил Б-г человека». Именно Он сотворил его, даровав ему постигающую душу. И возникновение человека обозначено словом «сотворение», а не «создание», как в случае животных и мелкой живности, поскольку слово «творение» описывает возникновение новой структуры, такой, какой в мире до этого не существовало.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.