Из цикла «История еврейского народа», темы: Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Рим
В тот день, когда в Иерусалиме толпа растерзала римских солдат, в Кейсарии греки убили всех жителей-евреев. Для греков и сирийцев, живущих в других городах, это послужило сигналом к убийству евреев. Евреи не оставались в долгу и, в свою очередь, нападали на греческие и сирийские деревни и разрушали их. Вся страна превратилась в арену грабежа и насилия. Даже в Александрии греки при поддержке римского наместника Тиберия Александра убили тысячи евреев.
В это время Агриппа прибыл в Антиохию к Галлу с сообщением, что евреи восстали против него и римских владык. Во главе огромной армии, в сопровождении кипящих от ненависти тысяч греков и сирийцев Галл направился к Иерусалиму. Вместе с Галлом к городу подтянул свое войско и Агриппа. Еще по пути к Иерусалиму чужеземцы нападали на еврейские города, убивали их жителей и разрушали все, что попадалось им на пути. Когда Галл и его сторонники подошли к стенам Иерусалима, Агриппа направил в город послов и от имени Галла пообещал простить его жителей, если они раскроют ворота.
Однако иерусалимцы не захотели слушать послов. Галлу не составило труда захватить Нижний город, но Храмовую гору и Верхний город евреи защищали с неимоверным мужеством и упорством. Положение римской армии, зажатой между Храмовой горой и Верхним городом, стало чрезвычайно опасным, поэтому Галл решил оставить город. Во время отступления римские отряды подверглись нападению евреев, убивших множество солдат неприятеля. Галл понимал, что не может оказать евреям должного сопротивления; он оставил в одном из лагерей отряд, стараясь произвести впечатление, будто там находится вся его армия, сам же с остатками войска, побросав тяжелое оружие, бежал. Утром евреи окружили римский лагерь, убили оставшихся там солдат и захватили тяжелое оружие. Это была большая победа: огромная хорошо обученная римская армия потерпела поражение, и еврейское войско вернулось в освобожденный Иерусалим.
Несмотря на торжество победы, евреи понимали, что Рим не откажется от Иудеи и пошлет против них новые полчища. Люди знали, что им предстоит тяжелая война, и они начали к ней готовиться.
На народном собрании были избраны командиры различных областей. В Галилею был направлен Йосеф бен Матитьяу Акоэн. Тогда ему было около тридцати лет. В юности он прожил некоторое время в Риме и отлично представлял себе его силу. Вначале он выступал против восстания, но после разгрома Галла перешел на сторону воюющих. Возможно, он не оставлял надежду помириться с римлянами, сообщив им, что евреи не собирались восставать против императора, а хотели лишь изгнать из страны жестокого наместника. Так же, как он, думали многие из тех, кто присоединились к восставшим, но в глубине души мечтали о примирении с Римом.
Йосеф бен Матитьяу и его товарищи усилили позиции евреев в Галилее и обучили тысячи новобранцев. В то же время он не выказал намерения воевать с Агриппой — приверженцем римлян. Из-за этого многие начали подозревать Йосефа в измене. Самым ярым его противником был Йоханан из Гуш Халава, который перед иерусалимскими властями обвинил Йосефа в предательстве. Но, благодаря связям и хитрым уловкам, Йосефу удалось остаться на своем посту. Однако еще до начала войны евреи Галилеи разделились на два враждующих лагеря.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Раби Шимон удостоился того, что изучал Тору на равных со своим великим наставником: в Мишне приведено множество дискуссий и законодательных споров между ним и р. Акивой
р. Ури Калюжный
Когда евреи объединяются, они могут потребовать даже у самого раби Шимона бар Йохая спуститься к ним и выполнить их просьбы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Еврейские притчи»
По материалам журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Исроэль-Меир Лау
Смысл и обычаи наступающего дня.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тридцать третий день счета Омера
Рав Арье Кацин
Как заслужить прощение? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В книгах написано, что день смерти пророка Моше был траурным, потому что Моше оплакивал свою кончину, убедившись, что ему не дано войти в Святую Землю